Наглядный пример обыденного сознания: большинство людей, что-то где-то когда-то слышав о колокольне Ивана Великого, считают само собой разумеющимся, что колокольня эта имеет прямое отношение к Ивану IV Грозному. В принципе, логика ясна и понятна: Иваном Великим в русской истории принято именовать именно Ивана IV, колокольня расположена в Московском Кремле, следовательно, есть все шансы на то, что она была построена по приказу Ивана Великого и названа в его честь. Тот самый случай, когда самая простая логика не есть логика верная – ведь никакого отношения к колокольне Ивана Великого царь Иван Васильевич по прозванию Грозный не имеет…
Колокольня в три приёма
В действительности же начало этой истории относится к 1329 году, когда московский князь Иван Калита распорядился построить в Кремле каменную церковь-колокольню, посвящённую святому Иоанну Лествичнику, который был небесным покровителем князя. Церковь-колокольня является оригинальным типом христианского храма, распространённого в Средние века почти исключительно на Руси и представлявшего собой православный храм, в котором непосредственно над помещением храма возводилась надстройка для установления колоколов. Таким образом, не было отдельной колокольни, а колокола становились частью непосредственного архитектурного ансамбля церкви. В начале XVI века эта церковь была разобрана и построена заново с участием итальянских архитекторов, но при этом сохранила своё посвящение святому Иоанну Лествичнику – в этот раз в память о недавно умершем великом князе Ивана III.
В тридцатые годы того же столетия были заложен средний ярус колокольни, который и представлял собой непосредственную надстройку над храмом. Около 60 лет колокольня пребывала в виде усечённой башни красного цвета и только в 1600 году, уже во время пребывания на престоле Бориса Годунова, на ней был возведён третий, последний ярус, который и сделал церковь-колокольню святого Иоанна Лествичника самым высоким зданием Москвы, высотой 81 метр. Название же «колокольня Ивана Великого». По мнению исследователей, стало следствием смешения в народном сознании посвящения храма Иоанну Лествичнику и грандиозных размеров сооружения. Так и стали называть это удивительное сооружение «колокольней Ивана Великого».
Колокольня едва не погибла в 1812 году вместе со всем Московским Кремлём: занявшие столицу солдаты армии Наполеона разграбили Кремль, сняли позолоченный крест с колокольни и заминировали весь кремлёвский архитектурный комплекс, но взрыв удалось предотвратить. После Отечественной войны колокольня была полностью восстановлена с привнесением некоторых элементов, характерных для позапрошлого столетия.
«Высоко сижу, далеко гляжу»
Ведя речь о колокольне Ивана Великого, почти всегда упоминают её высоту и иные архитектурно-инженерные характеристики, забывая о её непосредственном функциональном назначении – способствовать максимально громкому колокольному звону. В настоящее время на колокольне находится 34 колокола, из которых 21 колокол является историческим достоянием, они были отлиты в XVI-XIX веках. Основными являются два колокола: Успенский (весом более 65 тонн, перелит из более древнего колокола в 1819 году) и Ревун (весом почти 33 тонны, отлит в 1622 году, пострадал в 1812 году, в 1855 году сорвался, убив несколько человек, впоследствии был поднят и установлен на прежнее место).
В архитектурном плане колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Толщина стен первого яруса составляет 5 метров, второго – 2,5 метров.
Нижний ярус разделён на три этажа, верхний этаж представляет собой открытую со всех восьми граней галерею, которая окружает площадку для колоколов, и отделён от нижних подчеркнутой линией карниза. Нижний этаж первого яруса это сплошной массив кирпичной кладки, лишь в его в центре имеется небольшое пространство для церкви. Второй этаж практически такой же сплошной массив, в центре которого находится восьмигранное пространство, повторяющее внешнее очертание основного столпа колокольни.
Второй ярус как по форме, так и по принципу перехода от более глухого и массивного объема к открытой галерее является родственным первому ярусу, но в нём отчётливо выражен «ритм» устремленных вверх вертикалей. Третий ярус представляет собой восьмерик с арочными проемами в каждой грани и обходной галереей, окруженной глухим парапетом. Переход от верхнего восьмерика к круглому барабану, служащему базой для главы, подчеркнут венком декоративных кокошников, расположенных по окружности по нижней части барабана.
Александр Бабицкий