XXI век едва начался, а уже произошло событие, которое без преувеличений будет именоваться главной «тайной столетия». Речь, само собой разумеется, пойдёт о трагических событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Количество материалов, посвящённых этой теме, уже сейчас вполне сопоставимо с объёмом исследований, скажем, по Второй Мировой войне. И одной из главных составляющих этой тайны является вопрос, почему же всё-таки обрушились башни-близнецы Всемирного Торгового Центра?
Всё гениальное просто, и вы будете абсолютно правы, если заявите: «эти здания обрушились потому, что в них врезалось по одному пассажирскому самолёту, наполненному авиационным топливом». Однако мнения по этому поводу всё же расходятся и для полного и ясного ответа нужно, как говорится, разобраться поподробнее.
Но прежде напомним, что же представляли из себя башни-близнецы. А представляли они часть комплекса Всемирного Торгового Центра, состоящего из 7 зданий и построенного в 1970 году по проекту американского архитектора Минору Ямасаки и по заказу Ассоциации Нижнего Манхэттена, возглавляемой небезызвестным Дэвидом Рокфеллером. Каждая башня насчитывала по 110 этажей, правда, Северная была чуть выше своей Южной «сестры» (417 метров против 415).
Начнём со скептической версии обрушения здания. Так вот, сторонников этой точки зрения не удовлетворяет официальная версия случившегося, оглашённая специальной комиссией Национального института стандартов и технологии в 2006 году. Согласно заключению комиссии, здания обрушились вследствие нарушения целостности металлоконструкций башен, вызванных, во-первых, механическими повреждениями от врезавшихся лайнеров, во-вторых (что самое главное), возникшим после возгорания авиатоплива пожаром. Здесь любители теории заговора обращают внимание на то, что:
- при строительстве башен учитывалась возможность столкновения зданий с самолётами;
- в феврале 1975 года в Северной башне произошёл крупный пожар, однако он не вызвал обрушения всего сооружения;
- огонь якобы не мог достичь высокой температуры, так как практически всё топливо выгорело за короткий промежуток времени во время взрыва при столкновении самолётов и башен;
- весьма подозрительным называется характер обрушения зданий, симметричный, практически по идеальной траектории, напоминающий сносы старых домов направленными взрывами.
В результате делается вывод, что крушение башен-близнецов явилось результатом не собственно терактов, а спланированной операции по предельно аккуратному, чтобы не повредить соседние строения, сносу зданий.
Однако все эти соображения выглядят сенсационными и открывающими нам страшную и горькую правду лишь на первый взгляд. А на второй взгляд окажется, что причина катастрофы заключалась в особенностях конструкции башен-близнецов. Дело в том, что на самом деле Башни Всемирного Торгового Центра являлись в целом грамотно спроектированными и построенными зданиями, которые простояли после попадания в них самолётов в среднем по часу. Однако два обстоятельства предопределили трагическую развязку, приведшую к многочисленным человеческим жертвам.
В-первых, конструкция зданий была рассчитана в первую очередь не на то, чтобы они стояли подобно скале под таранными атаками с воздуха, а на то, чтобы в случае столкновения с самолётом выстоять в течение промежутка времени, достаточного для эвакуации всех находящихся внутри людей. С этой целью каркас был сделан стальным, а несущие главные колонны были коробчатого сечения и пустотелые внутри. Но главная слабость конструкции состояла в характере крепления межэтажных перекрытий. Узел соединения металлических балок с колоннами был шарнирным, а конструктивно балки опирались сверху на выпущенные из колонн короткие консоли. Такое техническое решение узлов было недостаточно надёжным, но зато позволяло достичь высокой скорости возведения здания, строя примерно по одному этажу в сутки. Вспомним, что строительные проекты в США осуществляются на кредитные средства, и там поговорка «время - деньги» является принципом жизни.
Второй ахиллесовой пятой башен-близнецов оказался слой противопожарной краски, нанесённой на металлоконструкции зданий. Согласно расчётам специалистов, немалую роль сыграло то обстоятельство, что слой защитной краски на балках Северной башни составлял около 40 миллиметров, а на конструкциях Южной башни - меньше 20 миллиметров (поэтому она и упала первой, несмотря на то, что подверглась атаке позднее). Если бы противопожарный слой составлял минимум 50 миллиметров, скорее всего, башни устояли бы. События же развивались по следующему сценарию - интенсивный, пусть и кратковременный пожар нагрел металлоконструкции на двух этажах (под местом столкновения и над ним), в результате чего они деформировались, межэтажные соединения сползли со слишком коротких консолей и обрушились на нижние этажи. В результате деструктивной динамики каждая башня разрушилась по принципу домино, сверху вниз.
Таким образом, в данном случае можно говорить об ошибке проектирования, когда соображения повышения скорости строительства получили приоритет над соображениями максимального повышения пожарной безопасности здания. К сожалению, эта ошибка привела не только к человеческой трагедии огромного масштаба, но и во многом способствовала изменению геополитической обстановки в мире.
Александр Бабицкий