Большинство объектов всемирного наследия относятся к одной из двух категорий: либо это рукотворные объекты, ставшие следствием человеческого творческого, инженерного, архитектурного гения, либо это чудеса природы, с которыми просто при всём желании человеческим усилиям тягаться невозможно. Но случаются примеры гармоничного сочетания человеческих идей с природными силами, в результате чего появляется нечто удивительное. Одним из таких примеров являются Королевские ботанические сады Кью на юго-западе Лондона, культурное значение которых было официально признано несколько лет назад включением в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
От аптекарского огорода до огромного ботанического комплекса
Первые сады, ставшие прародителями современного ботанического комплекса Кью, к самому названию «Кью» не имели прямого отношения. Парком Кью (или Кью-Гарденз) в ХVII столетии назывался не слишком большой парк на западе Лондона, созданный лордом Кейпелом на том месте, которое изначально было отвоёвано у природы и окультурено в первой половине XVI века, когда здесь был разбит аптекарский огород. А по соседству король Яков I построил небольшой охотничий дом, ставший основой постепенно разраставшейся резиденции. Эти места, превращенные в принадлежащие непосредственно королевской семье сады, в 1670 году получили название садов Кью, хотя сам парк Кью долгое время не был частью резиденции.
Здешние места, одновременно и удалённые от столичной суеты и шума и вместе с тем позволяющие быстро добраться до центра политической жизни, приглянулись членам королевской фамилии и на протяжении десятилетий здесь бессистемно создавалась коллекция из всевозможных растений, в том числе и экзотических, привозимых британскими путешественниками из разных частей света. Особенно большой вклад в развитие садов принадлежит Фредерику, одному из принцев Уэльских, а после его ранней смерти садами занялась его вдова, принцесса Августа Саксен-Готская. Так что когда в конце XVIII столетия организация садов Кью была поручена профессионалам, ботаникам Френсису Масону, Джозефу Банксу и Уильяму Айтону, им достался большой фронт работ, так как сад уже насчитывал несколько тысяч видов растений. В 1830 году, с приходом к власти королевы Виктории, сады Кью были лишены монаршего внимания, и поэтому возникла угроза существованию этого уникального садового комплекса. В 1840 году садам Кью был присвоен статус доступных для общественного посещения и принадлежащих непосредственно государству Королевских ботанических садов. Эти сады благодаря богатым традициям, удачному местоположению и поступательному развитию уже в конце позапрошлого века стали общепризнанным шедевром садового искусства, а благодаря широкой исследовательской деятельности уже в XX веке стали и крупным научным центром.
Есть, от чего глазам разбежаться
Конечно, можно прибегнуть к помощи всеведущей статистики и попытаться впечатлить такими цифрами, как около 120 гектаров площади, на которой раскинулись сады Кью. Или щеголять такими показателями, как наиболее обширное собрание живых растений в количестве около 30 тысяч, самый большой на планете гербарий, содержащий 7 миллионов экземпляров, которые отражают практически все существующие на Земле высшие растения (к низшим растениям относятся водоросли) или специализированная библиотека в 750 тысяч томов и около 180 тысяч рисунков представителей флоры. Да и тот факт, что Королевские ботанические сады Кью являются и крупным коммерческим предприятием, проносящим около 50 миллионов фунтов стерлингов дохода в год, тоже не может не впечатлять.
Однако не только эти характеристики составили садам Кью всемирную славу и послужили причиной включения их в список объектов всемирного наследия. Удивительный по гармоничности и разнообразию садово-архитектурный ансамбль ботанического комплекса составляют его многочисленные сооружения и достопримечательности, среди которых как имеющие богатую и уже длинную историю, так и относительно молодые.
Среди достопримечательностей садов Кью можно наблюдать так называемую Великую пагоду, построенную 1762 году и представляющую собой беседку пятидесятиметровой высоты. В XVIII веке сооружения в китайском стиле были весьма популярны в садово-парковых комплексах Европы, добралась эта мода и до Британии. Наиболее почтенное в плане возраста строение сада - так называемый дворец Кью, представляющий собой особняк, построенный в парке Кью в 1631 году ещё до момента перехода его в собственность английской короны. Отличием дворца является особая кирпичная кладка, известная под названием «фламандский ряд» и общей голландской стилистикой фасада.
Отдана дань уважения в садах Кью и японской культуре - в таких представляющих её сооружениях, как Японские ворота, воспроизводящие архитектурный элемент синтоистского храма, и перенесённый в 2001 году из самой Страны Восходящего Солнца деревянный дом столетнего возраста. Сады содержат три большие оранжереи: теплица умеренного климата, Пальмовая оранжерея и оранжерея Принцессы Уэльской, каждая из которых обладает собственными уникальными характеристиками и экспозицией. И всё это даже не малая часть, а лишь крупицы от общего великолепия под названием Королевские ботанические сады Кью.
Александр Бабицкий