Первоначально этот материал задумывался как выдержанная исключительно в биографических тонах статья, которая поведала бы читателям о жизненном пути известного российского живописца и публичного деятеля Никаса Сафронова, рассказала бы о подробностях его детства, юности и пути к признанию и богатству. Но, познакомившись с материалами о Никасе и особенно прочитав его интервью, я не удержался и попытался хотя бы вкратце осмыслить, что же это за феномен такой, с литовским именем, русской фамилией и попытками рисовать в стиле итальянского Ренессанса.
Однако сначала, и от этого никуда не денешься, небольшая биографическая справка. Удивительно, что власти и жители города Ульяновск ещё не увековечили 8 апреля в качестве городского праздника - ведь именно в этот день в 1956 года здесь родился Никас Сафронов, получивший своё диковинное для русского уха литовское имя благодаря матери, бывшей родом из прибалтийской республики. В одной из обычных ульяновских школ Никас учился до 8 класса, когда, получив общее среднее образование, отправился в «город-жемчужину у моря» Одессу, чтобы стать моряком. Однако долго в мореходном училище Никас не утерпел, поняв, что его жизненный путь должен быть связан с живописью. Приближаться к вершинам мастерства и вдохновения он начал в Ростовском художественном училище, оконченном в 1975 году.
После определённого времени творческих поисков (в это понятие входят заработки любыми способами, от разгрузки вагонов до создания декораций) и службы в доблестной советской армии в начале 1980-х годов Никаса замечают в почти родной Литве, куда он перебрался. Его абстракционистские картины начинают выставляться, организовываются выставки, его работы всё чаще представляют прогрессивное советское искусство за рубежом. А уж с конца восьмидесятых, когда появились неограниченные возможности зарабатывать созданием портретов богатых клиентов, жизнь Никаса Сафронова стала напоминать сказку - огромная известность, сумасшедшая мода на портреты его кисти, баснословные гонорары и сказочные подарки от восхищённых поклонников его таланта. В этой сказке, собственно говоря, Никас Сафронов и продолжает жить по сей год, то есть по 2009-ый.
Но всё это не так интересно, как познакомиться с мнением Никаса о самом себе. Нет, Сафронов не думает о себе, что он гений. Слово «гений» не передаёт для художника всю полноту его бессмертного таланта - к сожалению, в данном случае великий и могучий русский язык подкачал, и промежуточного звена между «гением» и «богом» в нём нет. Живи он в античной Греции, Никас наверняка объявил бы себя сыном Аполлона…
Думаете, я преувеличиваю? Ни капельки, ни на йоту. О том, что его творчество сравнимо с творчеством Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Ван Гога, Дали и всех других известных художников, Никас говорит в каждом интервью и, что самое интригующее, с абсолютной уверенностью в справедливости своих слов. Чего только стоит пассаж о том, что, мол, он ещё дешёво за свои картины берёт - мол, практически даром отдаю, всё равно через сто лет они все будут стоить десятки миллионов «не-рублей», а некоторые даже и на миллиардные отметки, как «Мона Лиза» Леонардо, замахнутся.
Что касается придания себе едва ли не сверхъестественного статуса… Знаете, Никаса Сафронов заявляет о том, что он православный. Но если вы внимательнее прочитаете его высказывания по вопросам религии, то окажется, что собственно в христианстве он разбирается весьма смутно, вернее, не разбирается вовсе. В принципе, мировоззрение Никаса можно охарактеризовать как заретушированное язычество - для него главное значение, судя по всему, имеет ангел-хранитель, очень по язычески понимаемый. Что там говорить, если иконы Никас (по его собственному признанию) рисует для развлечения. Опять же, Никас наверняка жалеет, что не родился две с половиной тысячи лет назад в Элладе - там бы он себя обожествил с полным основанием.
Может показаться - у каждого человека свои тараканы в голове, ну, сходит человек с ума от собственного величия, ему корона голову жмёт и спина от пробивающихся крыльев чешется, и ладно. Но случай Никаса Сафронова другой, он проповедует принцип «я памятник себе воздвиг». Возведению этого памятника самому себе и служит та оглушительная и в чём-то ошеломляющая, в чём-то подкупающая своей бесцеремонностью кампания саморекламы, которую Сафронов ведёт последние лет 10, если не все 20. Тут и звучащие в каждом разговоре признания о том, какие подарки ему делают сильные и богатые мира сего (роскошные квартиры, собственные замки, машины, яхты, вертолёты). Здесь и такой перечень его клиентов и друзей, что дух захватывает и дыхание в груди спирает - в принципе, почитайте списки ведущих журналов, которые составляют рейтинги самых знаменитых, богатых, влиятельных: на 99 % эти списки странным образом совпадают с перечнем знакомых и заказчиков скромного художника из Ульяновска. А уж про перечисление амурных побед Никаса, куда входят, наверное, все известные женщины России, ещё не отметившие 100-летний юбилей, и говорить нечего.
И не беда, что при внимательном рассмотрении оказывается, что султаны с Ближнего Востока ему суперкары не дарили. И не стоит напрягаться, если выяснится, что ни в Эрмитаж, ни в Лувр картины Никаса, этого живого классика, в противоречие его словам никто покупает. И что большинство тех, о ком Сафронов небрежно упоминает «ну, да рисовал я ему портрет», о нём если и слышали, то что-то смутное и по телевизору в рубрике «скандалы в тусовке». Всё это не важно. Потому что «Никас Сафронов» это уже не человек, и даже уже не бренд, это диагноз. Есть же «комплекс Наполеона». Теперь ещё будет и «мания Сафронова». Тоже ведь «памятник нерукотворный»…
Александр Бабицкий