Большинство из нас уже давным-давно позабыли те азы различных научных дисциплин, которые нам преподавали в школе. Да и вообще в нашей повседневной жизни мы почти не соприкасаемся с миром учёных и теоретиков. Зато все слышали о Нобелевской премии и все знают, что нет на сегодняшний день награды в научном мире престижнее, чем эта самая премия, организованная в начале прошлого века согласно завещанию Альфреда Нобеля, шведского бизнесмена, промышленника и инженера. Правда, это относится лишь к нескольким научным и общественным сферам человеческой деятельности. Официально Нобелевская премия вручается в том числе и за достижения в области экономической науки, но не всё так просто.
Дело в том, что в своём завещании Альфред Нобель указал пять направлений, за выдающиеся успехи в которых люди будут награждаться из его финансовых средств (размер премии в настоящее время составляет 10 миллионов шведских крон, что равняется примерно 1 миллиону евро). К числу этих направлений, премии за которые вручаются начиная с 1901 года, относятся физика, химия, литература, медицина и физиология, дело защиты мира. Как мы видим, никакой экономики здесь и в помине нет. В чём же дело? Чтобы разрешить это недоразумение, от истоков мы перенесёмся на несколько десятилетий вперёд, в 1969 год. И окажется, что именно тогда Банк Швеции выступил с инициативой организовать премию за достижения в экономических науках, посвятить её памяти Нобеля и спонсировать её выплату в стандартном «нобелевском размере». Фонд Альфреда Нобеля, который и заведует премиями, согласился на это, но в дальнейшем пресекал все попытки представителей других наук «примазаться» к всемирно известному бренду.
Нобелевская премия по экономике является самой критикуемой из всех, что и понятно - у неё самые шаткие позиции с точки зрения истории и традиций, Нобель в завещании не упоминал экономические науки, так что многие учёные и журналисты отказываются признавать эту номинацию действительно «нобелевской». Но, как бы то ни было, а эта нобелевская премию, считают её настоящей или нет, является самой престижной и желанной наградой для учёных-экономистов во всём мире. Как и в случаях с другими номинациями, процесс получения премии по экономике разделён на два этапа. В первой половине октября каждого года производится торжественное оглашение имён обладателей премий (в отношении экономических наук имя счастливчика или счастливчиков становится известным 12 октября), а 10 декабря в Стокгольме с участием шведской королевской семьи проходит торжественная церемония награждения всех победителей.
В этом году главным претендентом на получение Нобелевской премии по экономике экспертами назывался австрийский учёный Эрнст Фер, специалист по так называемой теоретической экономике. В последние годы он работает на стыке различных наук, занимаясь в первую очередь междисциплинарными исследованиями. Фаворитом в глазах специалистов его сделали сенсационные исследования в сфере так называемой «поведенческой экономики». Основываясь на суперсовременной методике изучения деятельности головного мозга, Эрнст Фер определил те психологические механизмы, которые побуждают проявлять в сфере деловых отношений так называемые «нелогичные человеческие чувства». В частности, его интерес вызвало такое абсолютно абсурдное с точки зрения «сухого бизнеса» явление, как проявления альтруизма.
По мнению многих учёных, открытие Фера примечательно тем, что делает понятным не только определённые стороны экономических процессов, но и приоткрывают завесу тайны над психологией человека, делая возможным дальнейшее проникновение в мир человеческого подсознания. Однако экспертный совета Фонда Альфреда Нобеля, отдав должное достижениям австрийского учёного, сделали свой выбор в пользу учёных, предлагавших новые разработки в области практической, а не теоретической экономики. Премия была присуждена американским учёным Элинор Остром и Оливеру Уильямсону с формулировкой «за исследования в области экономической организации». Что ж, вполне логично, что в условиях мирового финансового кризиса, который уже сейчас называют системным и лишь немногим по глубине и силе уступающим Великой Депрессии, Фонд Нобеля решил простимулировать специалистов, готовых искать практические решения практических экономических сложностей. Так что Феру с его фундаментальными, но в данный момент излишне отвлечёнными экономико-психологическими изысканиями придётся подождать.
Элинор Остром (1933 года рождения) является профессором университета Индианы, видным политологом и экономистом. Признание ей принесли исследования в области корпоративного управления общественной собственностью. Она оспаривает сложившееся мнение, что для общественной собственности существует лишь два варианта управления, государственная (централизация) или частная (приватизация), а предлагает обратить внимание на третий, коллективный вариант управления. Проанализировав примеры коллективного использования природных ресурсов, Остром пришла к выводу, что в таком случае пользователи зачастую находят более эффективные, чем традиционные, меры и методы, позволяющие одновременно не исчерпать источник ресурса и разрешать конфликты интересов. Элинор Остром стала первой в истории женщиной, которой была присуждена Нобелевская премия по экономике (всего лауреатов в этой номинации насчитывается более 60).
Оливер Уильямсон (родился в 1932 году) - один из виднейших американских экономистов, профессор Калифорнийского университета, член редколлегии престижнейшего специализированного издания Journal of Economic Methodology. Главной проблемой, являющейся объектом исследований Уильямсона, является вопрос разрешения корпоративных конфликтов. Он также вступил в противоречии с бытовавшим прежде общим мнением, согласно которому рынок и иерархически устроенные организации имеют разные подходы к разрешению конфликта интересов. По его мнению, одним из решающих факторов здесь является степень взаимодействия активов, то есть уровень развития конкуренции. Если рынок характеризуется высокоразвитой конкурентной борьбой, то конфликты решаются проще и быстрее, так как покупатели и поставщики могут обратиться к другому покупателю или поставщику. А вот в случае с ограниченной по тем или иным причинам конкуренцией такая схема даёт сбой, и в этом случае более оптимальным является внутрикорпоративный путь решения конфликтов, то есть конфликты сначала урегулируются внутри компаний, а затем уже идёт взаимодействие между самими компаниями.
Александр Бабицкий