Выдающимися спортсменами-фигуристами наша страна была богата на протяжении всей истории фигурного катания как олимпийского вида спорта. И каждому поколению болельщиков выпадало везение наблюдать за выступлениями не одной, а нескольких личностей, которые были не просто чемпионами, а являлись символами свого вида спорта. Безусловно, в начале XXI века одной из таких ярких личностей на льду была Татьяна Навка.
Татьяна Александровна Навка (кстати говоря, «навка» по-украински значит «русалка») появилась на свет 13 апреля 1975 года в украинском городе Днепропетровске. И хотя семья будущей чемпионки была обычной инженерской семьёй и со спортом высоких достижений не имела ничего общего, девочка Таня едва ли не с пелёнок знала, что хочет быть фигуристкой. Такое желание у неё появилось сразу же после того, как она по телевизору увидела выступление известной советской фигуристки Елены Водорезовой. Прямым следствием перенесённого чуткой детской душой эстетического потрясения стало безапелляционное требование к родителям о немедленной покупке коньков. Однако в те годы ледовые коньки были одним из предметов дефицита, причём дефицита недешёвого, поэтому сначала ребёнку в подарок были преподнесены роликовые коньки. Впрочем, это оказалось даже наилучшим решением – вдоволь натренировавшись ездить на роликах, Таня перешла на лёд, фактически не заметив разницы. Произошло это знаменательное событие в 1980 году, то есть карьеру Навки-фигуристки можно смело отсчитывать с пятилетнего возраста.
Как это всегда бывает, пусть и незаметно для глаз широкой зрительской общественности, путь юной особы к вершинам фигурного катания был сложным и тернистым. Это только первые несколько лет катание было для Татьяны практически хобби, пусть и отнимающим у прилежной в учёбе девочки много времени. Но в 1989 году талантливую девочку заметила известный детский тренер Наталья Дубова, которая и порекомендовала родителям Татьяны переехать с дочерью поближе к Москве, ведь в столице несоизмеримо больше возможностей для развития её таланта. И семья переехала в подмосковные Мытищи, откуда Татьяна каждый день добиралась на утренней (практически ночной) электрички до ледового дворца на тренировку. Конечно, не раз и не два появлялись мысли о том, что все туманные рассказы о неплохих перспективах не стоят таких мучений, но собственное трудолюбие и поддержка семьи помогли Навке преодолеть минутные слабости и продолжать самосовершенствоваться как спортсменке.
В начале 1990-х, когда Татьяна уже подошла к тому возрасту, в котором нужно начинать серьёзную взрослую карьеру, в нашей стране была огромная конкуренция в фигурном катании вообще и в танцах на льду в частности. Поэтому девушка выбрала оптимальный на тот момент вариант – ради бесценной соревновательной практики, без которой не бывает развития спортсмена по-настоящему высокого уровня, Навка соглашается выступать за Белоруссию в паре с Самвелом Гезаляном. И на чемпионате Европы 1993 года эта пара заняла девятое итоговое место. С Гезаляном Татьяна сотрудничала вплоть до 1995 года и за это время они сумели добиться существенного прогресса: в 1995 году на европейском первенстве они были четвёртыми, а на чемпионате мира стали седьмыми. Дальнейшую карьеру Татьяна строила с новым партнёром, также выступая за Белоруссию, однако в таком сочетании творческого и спортивного развития не получилось: на Олимпийских играх 1998 года в Нагано пара Навка – Морозов заняла лишь шестнадцатую строчку в итоговом протоколе.
Татьяна Навка решила скорректировать развитие своей карьеры и обратилась за помощью к известному тренеру Наталье Линничук, жившей и работавшей в то время в США. Линничук составила многообещающую пару Навки с Романом Костомаровым, которая и «нарабатывалась» в ходе сезона 1998-1999. Однако вскоре тренер решила, что более перспективной будет пара Романа Костомарова с небезызвестной ныне певицей, а тогда фигуристкой Анной Семенович, так что Татьяна оказалась не у дел. Конечно, для неё как для спортсменки это было сильное потрясение, но нет худа без добра. Она решила воспользоваться появившимся перерывом для окончательного устройства своей личной жизни. К тому времени у неё уже на протяжении нескольких лет были отношения с известным в прошлом советским фигуристом, а теперь уже многообещающим российским тренером Александром Жулиным. В феврале 2000 года Жулин и Навка оформили отношения официально, а в мае того же года у молодой семьи родилась дочь Александра.
А буквально через несколько дней после этого вернулся и «блудный партнёр», Роман Костомаров, понявший, что максимальных результатов он может достигнуть только с Татьяной. С того момента и началась блистательная карьера пары Навка – Костомаров, которая под руководством Жулина выиграла множество титулов. Судите сами: эта пара стала трёхкратными чемпионами России, трёхкратными чемпионами Европы, трёхкратными победителями финалов Гран-при, двукратными чемпионами мира и, наконец, чемпионами Олимпийских игр 2006 года в Турине. Так что после окончания спортивной карьеры в 2006 году Татьяна Навка смело могла сказать, что выиграла всё, что только можно было.
Впрочем, Татьяна не прекратила выступлений и после официального ухода из спорта, благо в нашей стране началась мода на всевозможные ледовые шоу. Навка является бессменной участницей подобных проектов: в шоу «Звёзды на льду» она выступала с Маратом Башаровым и выиграла, а в шоу «Ледниковый период» и «Ледниковый период-2» занимала почётное вторе место с Вилле Хаапасало и Вадимом Колгановым соответственно.
Александр Бабицкий