Франция, как и любая великая страна с великой культурой и великим народом, может быть и бывает разной, и у неё могут быть совершенно разные лица. Это может быть лицо Алена Делона, словно сошедшее с картин художников Возрождения. Это может быть лицо Жана Габена, с виду непроницаемое и далёкое от любых стандартов привлекательности, но при этом обладающее огромной энергетикой. Это может быть лицо Зинедина Зидана, в котором уже мало чего французского в традиционном представлении. А может быть и лицо Пьера Ришара - лицо доброго, обаятельного, чудаковатого и наивного, но очень любящего жизнь человека.
Строптивый отпрыск аристократического рода
В известной на севере Франции семье Дефе, являвшей собой не такое уж и характерное для этой страны сочетание аристократических корней и удачи в промышленном производстве, в городе Валансьен 16 августа 1934 года родился малыш, получивший имя Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Его отец, впрочем, был по характеру скорее истинным аристократом, нежели настоящим буржуа, поэтому вскоре после рождения Пьера умудрился растратить собственное состояние на красивую жизнь, на вечеринки, азартные игры и ставки на скачках. Поэтому и был вынужден, называя вещи своими именами, спихнуть супругу и сына на содержание своего отца, человека куда более строгих жизненных правил и принципов. С восьми лет Пьер получал образование в местном пансионе, и этот пансион и стал тем самым местом, где зародилась его мечта стать актёром. И ведь дело было не в каком-то особом стремлении к прекрасному и возвышенному, а в простом детском стремлении к общению со сверстниками. Дело было в том, что Пьер был практически единственным учеником пансиона из хорошей обеспеченной семьи, все остальные были, так сказать, отпрысками пролетариев. А дети шахтёров и железнодорожных рабочих были не в сильном восторге от мальчика, которого каждую неделю привозили на занятия на семейном автомобиле. Отношения с одноклассниками у Пьера не складывались, и он нашёл единственный способ добиться их расположению - он стал постоянно шутить, строить из себя клоуна, что в итоге привело к участию во всевозможных самодеятельных спектаклях. А там уж и до по-юношески страстной мечты стать актёром было рукой подать - о чём Пьер по достижении совершеннолетия и заявил своей семье. Разумеется, это решение не встретило никакого энтузиазма у родителей, а дед был категорически против того, чтобы его внук, наследник уважаемой фамилии, в обязанности которого входило продолжить семейное дело, променял это на какое-то фиглярство. Однако юноша проявил решительность, пошёл на разрыв с семьёй, на ничем не обеспеченное будущее, взял новое имя, и, став просто Пьером Ришаром, отправился в Париж искать своё актёрское счастье.
Ришар как вино - с годами только лучше
Первоначально Ришару не удалось поступить на актёрские курсы - ему честно в глаза заявили, что для трагических ролей он просто не вышел лицом. Однако вскоре его талант разглядел знаменитый театральный режиссёр, актёр и педагог Шарль Дюллен, который и принял юношу на свои драматические курсы, после окончания которых Пьер прошёл стажировку у другого великого французского театрального деятеля, Жана Вилара, отца-основателя Авиньонского театрального фестиваля. Правда, и после такого солидного образования не слишком фактурная внешность долгое время мешала Ришару добиться значимого успеха - в кино его не звали, в Национальном народном театре он играл исключительно эпизодические, в лучшем случае второстепенные роли. Ради того, чтобы заработать, актёру в течение нескольких лет приходилось выступать с комедийными сценками в кафе, барах и на открытом воздухе. Но вот в 1967 году кинорежиссёр Ив Робер пригласил Ришара на роль в своей картине «Блаженный Александр». Честно говоря, за этот поступок Роберу нужно поставить памятник - ведь тем самым он открыл для мира одного из наиболее оригинальных и заслуженно знаменитых комиков в истории кинематографа. Причём актуальность комического таланта Пьера Ришара практически не зависела от времени: триумфальные фильмы «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина», «Игрушка» относятся к 1970-ым, «Укол зонтиком», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», «Налево от лифта» относятся к 1980-ым и так далее. К тому же фильмам с Пьером Ришаром успех сопутствовал не только во Франции, но и в Европе, и в Советском Союзе.
В настоящее время Пьер Ришар является не только заслуженной звездой и даже легендой французского кино, но и живым воплощением истинно французского отношения к жизни, которое заключается в простом принципе - от жизни нужно получать удовольствие. Он является женатым (на топ-модели из Бразилии) и при этом трижды разведённым мужчиной, отцом двух сыновей, которые стали музыкантами, и дедом одного внука и трёх внучек. В 1980-е годы он основал собственную компанию «Фиделин фильм», которая производит фильмы и занимается их прокатом, а также записывает музыкальные пластинки. Однако главным его хобби с 1986 года является виноделие: именно тогда он приобрёл поместье на юге Франции с виноградниками площадью 20 гектаров и начал производить собственное недорогое вино (в ценовом диапазоне от 15 до 25 евро за бутылку). Учитывая то, что в год Ришар производит и продаёт около 80 тысяч бутылок собственного вина, именно это приятное хобби является в настоящее время основным источником дохода актёра.
Александр Бабицкий