Интерес к командным видам спорта поддерживается благодаря имеющим традицию коллективным противостояниям. Так, не только спортивным, но в определенной степени и культурным феноменом стала борьба за первенство между канадской, с одной стороной, и сначала советской, а затем и российской хоккейными школами. Однако в последнее время хоккей, как и весь спорт, испытывает влияние шоу-бизнеса, потому, как и у спорта, и у шоу-бизнеса много общего - все это, прежде всего, зрелище.
Тут уже нужны индивидуальные звезды, звезды, которые бы символизировали собой игру. И здесь мировому хоккею повезло, потому что появился такой неординарный хоккеист и неоднозначная личность, как Александр Овечкин.
Родился с мечтой об олимпийском золоте
Справедливо говорят, что чемпионами не рождаются, ими становятся. Но некоторые люди стремятся стать чемпионами едва ли не с самого момента своего рождения, и Александр Овечкин как раз из числа таких людей. Он появился на свет 17 сентября 1985 года, в семье бывшего профессионального футболиста Михаила Овечкина и выдающейся советской баскетболистки, двукратной олимпийской чемпионки Татьяны Овечкиной. Так что спортивные таланты наряду со стремлением добиваться максимальных результатов у Овечкина, что называется, в крови. Да и на хоккей он глаз положил в раннем возрасте, будучи всего-то двух лет от роду. При этом, что удивительно, систематически заниматься этим видом спорта он начал лишь в 8 лет - на фоне подавляющего большинства современных хоккеистов, которые и ходить научились лишь после того, как встали на коньки, Александр начал спортивную карьеру очень поздно. Но уникальный талант Овечкина стал заметен сразу, он быстро побил все рекорды результативности для юных хоккеистов, в 15 лет был привлечен во взрослую команду хоккейного «Динамо», а в 17 лет, и это рекорд, стал самым юным хоккеистом, выходившим на лед в составе сборной России. \
Об Овечкине как о потенциальной суперзвезде заговорили после 2004 года, когда летом он был выбран под первым номером на церемонии драфта НХЛ. К тому же в последний свой сезон выступления за «Динамо», в 2004-2005 годах, Овечкин помог своей команде стать чемпионом. Однако по-настоящему Александр раскрылся и стал одним из спортивных символов мира, конечно, благодаря своим выступлениям с 2005 года за команду НХЛ «Вашингтон Кэпиталз». Ведь за пять полных сезонов, проведенных за океаном, Александр не только четырежды преодолел отметку в 50 заброшенных за сезон шайб (отметка в 50 голов за сезон в РХЛ считается гранью, за которой хоккеист становится суперзвездой), но и собрать богатую коллекцию индивидуальных призов: он был признан лучшим новичком сезона, удостаивался приза как хоккеист, набравший самое большое количество очков, дважды становился лучшим снайпером Лиги, трижды признавался самым ценным игроком профсоюзом хоккеистов, дважды удостаивался приза самого ценного игрока сезона.
Не просто выдающийся хоккеист, но и настоящая звезда
Но культовый статус Александра Овечкина объясняется не только его выдающимися спортивными показателями. Овечкин является в полном смысле слова звездой хоккея, он во многом определяет лицо этого вида спорта в глобальном масштабе, он представляет собой настоящую звезду и в понимании шоу-бизнеса. И у подобного статуса Александра сразу несколько причин.
Прежде всего, это его игровая манера. Не секрет, что в девяностые - первой половине двухтысячных годов хоккей в НХЛ стал заложником игры на результат, игровых схем, которые призваны не дать сыграть сопернику. В результате хоккей как зрелище стал стремительно терять рейтинг, зрителям было просто скучно смотреть на то, как одна хорошо обученная команда пытается перехитрить другую хорошо обученную команду. Из хоккея ушел былой азарт, бесшабашность, красота в чистом виде. Хоккеисты были четко разделены по своим ролям: это звезды, которые определяют результат, и ничем другим не занимаются; это работяги, которые стараются не дать сыграть сопернику; это агрессоры, которые отвечают за жесткую борьбу; это полицейские, которые защищают звезд и дерутся с другими полицейскими и так далее. Максимально силовая манера игры Овечкина, который не боится применять силовые приемы, а иногда и вступать в рукопашные поединки, его феноменальная скорость и способность проводить на льду большое количество времени, его виртуозные кистевые броски и убойной силы и точности щелчки - все это словно вернуло болельщиков во времена классического хоккея.
К тому же очень вовремя подоспело действительно имеющее место и тщательно подогреваемое прессой противостояниеОвечкина с Сидни Кросби, выдающимся молодым канадским хоккеистом, который совершенно справедливо считается наряду с Александром лицом мирового хоккея начала XXI века. Многочисленные игровые столкновения, язвительная пикировка в прессе, имеющие особо принципиальный характер матчи между командами двух суперзвезд - благодаря этому в последние годы НХЛ во многом воспринимается как площадка битвы между Овечкиным и Кросби. Сыграла свою роль и разность типажей: если Кросби всегда был примерным хорошим мальчиком, то репутация Овечкина несколько сложнее: он нередко переходит грань дозволенного на льду, к тому же известен своими резкими высказываниями в прессе, не укладывающимися в западные стандарты политкорректности. Добавьте сюда еще и участие Александра в различных шоу-проектах, вроде исполнения песен со сцены или экспериментов за диджейским пультом.
И, конечно, истинная современная суперзвезда невозможна без финансового фактора, и уж здесь у Овечкина полный порядок. В январе 2008 года он подписал со своим клубом «Вашингтон Кэпиталз» тринадцатилетний контракт на общую сумму в 124 миллиона долларов. Это первый контракт в истории мирового хоккея, в котором фигурирует сумма более 100 миллионов долларов. Согласно его условиям, первые 6 лет действия контракта Овечкин зарабатывает по 9 миллионов долларов за сезон, а последующие 7 сезонов по 10 миллионов.
Александр Бабицкий