Лицо каждой страны определяют ее наиболее известные представители. Причем чаще всего самыми знаменитыми и узнаваемыми в мире гражданами страны являются не политики, а спортсмены или кинозвезды. В спорте функцию лица Испании выполняет прославленный теннисист Рафаэль Надаль и сборная страны по футболу, а в кино в девяностые годы эту функцию выполнял Антонио Бандерас. Однако в последнее десятилетие он отдал переходящее знамя в руки актера, которого уже сейчас многие называют самым талантливым в истории испанского кино. Имя ему Хавьер Бардем.
Актерство, живопись, регби и бокс…
На самом деле полное имя ребенка, появившегося на свет 1 мая 1969 года на главном из принадлежащих Испании Канарских островов, Гран-Канария, звучит как Хавьер Анхель Энсинас Бардем. И по линии матери, Пилар Бардем, он был представителем прославленной испанской актерской династии: его мать была актрисой, дядя - известным режиссером, бабушка и дедушка - актерами. А так как родители Хавьера развелись в 1975 году, и он остался на воспитании у матери, то влияние актерской среды и профессии на него было просто неограниченным и мало чем могло бы разбавиться. Тем удивительнее, что вплоть до своего двадцатилетия Хавьер Бардем всеми доступными ему средствами искал себе применение в других сферах, стремился выразить другие свои таланты. Он долго занимался боксом (благодаря чему обладает ныне своим фирменным шармом, обусловленным неоднократно сломанным носом), усиленно налегал на штангу, что обусловило его прекрасную физическую форму. На регбийном же поле и вовсе достиг почти профессиональных высот, став членом юношеской сборной страны. Наконец, после окончания школы он решил попробовать развить способности к живописи и стать художником. Идя по этому направлению, Бардем поступил в Мадридскую художественно-промышленную школу, где некоторое время изучал живопись. Но то ли дело с художественными талантами у Хавьера было действительно совсем худо, то ли он уже тогда был по характеру перфекционистом, однако вскоре он решил, что не обладает достаточными способностями художника.
Так что пришлось идти в семейный бизнес и становиться актером. И вот тут практически сразу стало ясно, что актерского таланта Бардему не занимать, а внешность является просто идеальной для испанского кино. Впервые громко заявив о себе в 1992 году, с выходом получившего национальное и международное признание фильма «Ветчина, ветчина», где он предстал в образе испанского мачо, Бардем постепенно стал проявлять себя и как актер практически неограниченного эмоционального потенциала, обогащенного еще и богатым техническим актерским арсеналом. К концу десятилетия он уже имел в своем активе две премии «Гойя» (главная кинонаграда Испании) и репутацию одного из ведущих, несмотря на молодость, европейских актеров.
Мачо, способный быть нестандартным
Но уже в наступившем XXI веке Бардем стал символом не только испанского кино и Испании, а одним из живых символов всего мирового кино. Истинным шагом, благодаря которому он миновал ступеньку «международное признание - международная слава», стал фильм 2000 года «Пока не наступит ночь». В этой ленте Хавьер исполнил роль кубинского поэта-диссидента нетрадиционной сексуальной ориентации Рейнальдо Аренаса, который в семидесятые годы на Острове Свободы был репрессирован, несколько лет провел в тюрьме и затем эмигрировал в США, где в конце восьмидесятых покончил с собой, не в силах терпеть боль, обусловленную СПИДом.
Фильм стал настоящим мировым событием благодаря как остроте поднятой теме, так и солидному актерскому составу - достаточно упомянуть, что сразу две роли в нем исполнил Джонни Депп, для которого этот проект стал одним из лучших в творческом плане. Однако именно феноменальная, наполненная потрясающей эмоциональностью игра Хавьера Бардема, номинированного за эту роль на «Золотой глобус» и «Оскар», была главной составляющей успеха картины. Для Бардема это и было подлинное начало настоящей международной карьеры. В последующее десятилетие он еще неоднократно был удостоен премии «Гойя», но теперь его воспринимают как величину мирового масштаба, а потом уже как испанского актера.
Испанская драма «Море внутри» 2004 года, основанная также на реальной истории человека, десятилетиями прикованного к постели, получившая «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, принесла Хавьеру приз за лучшую роль на Венецианском кинофестивале и еще одну номинацию на «Золотой глобус». Окончательно же возвел Бардема в ранг живых классиков мирового кино фильм братьев Коэн «Старикам тут не место» (2007), собравший в 2008 году богатый урожай «Оскаров», а сам Хавьер получил «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Актерский «Оскар» неамериканскому исполнителю - это большая редкость - и тем более знаменательно, что в 2011 году Бардем получил уже третью оскаровскую номинацию, на этот раз за мексиканскую драму «Бьютифул», уже отмеченную для актера призом Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.
В настоящее время Хавьер Бардем, летом 2010 года официально оформивший свои отношения с другой испаноязычной звездой мирового кино, Пенелопой Круз, с которой он растит сына, безусловная суперзвезда мирового кино. Очень даже может быть, что звезда № 1. Поэтому вопросы финансового благополучия сейчас могут не слишком волновать человека, который в юности, до начала актерской карьеры, подрабатывал рабочим-строителем, вышибалой и даже стриптизером, лишь бы заработать на жизнь. Бардем не афиширует суммы своих контрактов, однако, по данным СМИ, они колеблются от 5 до 10 миллионов долларов за роль. По мнению экспертов, чтобы начать получать на уровне голливудских звезд (15-20 миллионов), Бардему достаточно сняться в блокбастере, чтобы привлечь продюсеров коммерчески ориентированных проектов.
Александр Бабицкий