Авторитетный журнал Time в 2010 году включил популярного индийского киноактера, продюсера и ведущего Шахрукх Кхана в список самых влиятельных мужчин мира. Размер его состояния был оценен этим изданием в пятьдесят миллионов долларов. Кхан по праву считается едва ли не самым высокооплачиваемым актером Болливуда третьего тысячелетия. За проведение развлекательного шоу в Бангладеш ему заплатили двести тысяч единиц американской валюты, из-за чего едва не случился скандал: многие бангладешцы считали непозволительной роскошью тратить столь огромные деньги на заезжих звезд.
Имя «Шахрукх», которое дали ему родители, с персидского переводится буквально как «лицо короля», чем актер всегда гордился. Благодаря тому, что он везде об этом упоминал, его стали называть королем Болливуда. Шахрукх Кхан не испытывает никаких неудобств от своей бешеной популярности - напротив, ему льстит всенародная любовь. Звезде нравится во всем и всегда быть первым. Так, например, Кхан с гордостью рассказывает журналистам о том, что он был самым первым человеком в Мумбаи, который подключился к интернету, и единственным актером в стране, сумевшим одновременно бросить себя в огонь и спрыгнуть с высотного здания.
Шахрукху огромное удовольствие доставляют церемонии получения всевозможных наград. В беседе с представителями индийского MTV он признался, что в таких случаях просто наслаждается ощущением своей победы. Выиграть в конкурсе MTV Youth Icon ему удалось не сразу, и тем желаннее для Кхана оказалась награда.
В декабре 2010 года Болливуд посещал российский президент Дмитрий Медведев. В рамках этого визита он побывал на съемочной площадке, где шла работа над фильмом «Ra.one» с Шахрукхом Кханом и Кариной Капур в главных ролях. А после этого Медведев и Кхан довольно непринужденно беседовали, и президент РФ признался, что давно является поклонником творчества Шахрукха.
Не пользуясь рецептами успеха
К интересу общественности к своей личной и частной жизни Шахрукх Кхан относится спокойно. Он понимает, что как публичный человек, просто обречен на это. Единственное, что его раздражает, - это когда папарацци пытаются его сфотографировать во время приема пищи.
Шахрукх никогда не стремился пользоваться готовыми рецептами успеха. Он не скрывает, что склонен к риску и авантюрам. В 2000 году Кхан в сотрудничестве с Джухи Чавла и Азизом Мирза поставил фильм «Phir Bhi Dil Hai Hindustani», который, однако, не оправдал вложенных в него средств. Почти провальным стал и следующий фильм Шахрукха «Asoka». Но он упорно продолжал снимать собственные фильмы и в 2005 году взялся продюсировать картину «Paheli», которую Индия официально выдвинула на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Но индийские зрители отнеслись к «Paheli» довольно прохладно. Шахрукх, несмотря на всю свою самоуверенность, уже был готов искренне признаться себе в том, что он – полный неудачник. Но тут за дело взялась его жена Гаури. Она стала полноправной совладелицей созданного им продюсерского дома Red Chilies Entertainments и показала себя лучшим организатором семейного бизнеса. Именно она спродюсировала фильм «Om Shanti Om», который стал одним из самых кассовых проектов в истории Болливуда и собрал без малого тридцать семь миллионов долларов.
А в 2010 году вышел мелодраматический фильм «Меня зовут Кхан». Его главный герой, индийский мусульманин Ризван, носит одну фамилию с Шахрукхом. В картине освещена проблема негативного отношения к мусульманам, которое мир стал открыто демонстрировать после событий 11 сентября 2001 года в США. Бюджет этого фильма составил двенадцать миллионов долларов, а кассовые сборы превысили сорок с половиной миллионов долларов.
Танцующий подкаблучник
История отношений Шахрукха и Гаури – отдельная тема. Она родом из консервативной пенджабской семьи, и ее родители были против их женитьбы. Шесть лет молодые люди вынуждены были встречаться тайком. Гаури вышла замуж за Шахрукха в 1991 году после того, как умерла его мать. Свадьбу организовали в индуистском стиле, а регистрация брака прошла в суде, поскольку молодожены оказались представителями разных религий: он – мусульманином, а она – индуисткой. Родственникам Гаури не оставалось ничего другого, как принять ее супруга и подружиться с ним. Он, в свою очередь, тоже из кожи вон лез, чтобы завоевать их расположение: обучал кузин своей избранницы танцевать диско, осыпал подарками и комплиментами ее тетушек, старался найти общие темы для разговоров с ее дядюшками и так далее.
О благополучии их брака ходят разные слухи. Одни говорят, что красавчик и сердцеед Шах так и ищет удобного случая сходить налево от своей благоверной. Другие утверждают, что она держит его в ежовых рукавицах и под устойчивым каблуком. Во всяком случае, Гаури не устает подчеркивать всеми доступными ей способами, что она – тоже яркая и самодостаточная личность. Она сделала несколько пластических операций, подтянула лицо, откорректировала фигуру, осветлила волосы. На публике супруга Кхана почти всегда появляется в стильной одежде от европейских дизайнеров. Эпитет «всегда ухоженная женщина» ей вполне подходит.
Реклама, долги и налоги
В среднем за съемки в одном фильме Шахрукх Кхан получает около тридцати миллионов индийских рупий, а его годовой доход обычно колеблется от ста тридцати до двухсот миллионов рупий. Актер зарабатывает на жизнь не только в кинематографе, но и на телевидении, ведя различные шоу и торжественные церемонии. Кроме того, Шахрух Кхан имеет несколько рекламных контрактов с самыми известными торговыми марками. Так, например, он является «лицом» мыла «Люкс», которое также когда-то представляли Айшвария Рай, Карина Капур и Джухи Чавла. Кроме того, он участвовал в рекламных акциях брендов Pepsi, Tag Heur, Hyundai Santro, Videocon, Airtel, Emami Sona Chandi Chyawanprash, Clinic All Clear, LML Freedom, Sunfeast, Mayur Suuitings и Tiger Eyes (perfumes). Активно зарабатывать на рекламе Кхан начал не от хорошей жизни: прокат фильма «Paheli» обернулся для него как для продюсера огромными убытками, и Шахрукх был вынужден каким-то образом выбираться из долгов.
К 2008 году его материальное положение стабилизировалось настолько, что он стал обладателем роскошной виллы на Пальмовых островах в Дубаи. По оценкам разных экспертов, опубликованным в интернете, такая недвижимость может стоить примерно от полутора до пяти миллионов долларов. Шахрукх с гордостью рассказывал журналистам, что там есть огромный бассейн, шикарное джакузи и сауна, а еще – гигантская виноградная плантация. Соседями семейства Кханов по Пальмовым островам оказались Бред Питт и Анжелина Джолли, бывший американский президент Билл Клинтон, Дэвид Бэкхем и Том Круз.
Приобретение этой виллы – еще одна «тайна, покрытая мраком» в биографии Шахрукха. В интервью одним журналистам он утверждал, что они с Гаури купили ее за свои деньги, другим объяснял, что получил недвижимость в подарок от компании-застройщика. Строительная компания использовала последнее обстоятельство в рекламных целях: правда, о подарке в рекламном слогане не было ни слова – там шла речь о том, что Шахрукх Кхан является ее клиентом. В итоге у актера начались крупные неприятности с налоговой службой: мытари сочли виллу просто платой за рекламу и предъявили Кхану свои традиционные требования. Тот в свою очередь делал круглые глаза и пытался доказать, что вилла – подарок, а подарки поборами не облагаются. Скандалил с налоговиками Кхан не без явного удовольствия, поскольку понимал, что даже такая шумиха вокруг его имени работает на его рейтинг.
В знаменитом музее восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне появилось и изображение Шахрукха Кхана. Таким образом, он стал третьим индийским актером после Амитабха Баччана и Айшварии Рай, удостоившимся подобной чести. «Я не работаю для потомков, но я и не живу прошлым. И знаю одно: я получил от жизни намного больше, чем хотел», - говорит он.
Светлана Усанкова