Россия перестала быть монархией почти уже сто лет тому назад, но после распада Советского Союза и установления демократической политической системы разговоры о возможности или даже справедливости возрождения монархической формы правления продолжаются. Причем спектр подобных воззваний колеблется от призывов немедленно возобновить традицию самодержавия до рассуждений о полезности для России конституционной монархии по английскому или испанскому типу. Разумеется, эти разговоры не могут обойтись без упоминания семьи Романовых, правившей страной на протяжении трехсот лет.
Курс исторической географии
До недавнего времени последним представителем этой фамилии, появившейся на свет на территории Российской империи, была княгиня Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская. Она родилась 6 октября (по новому стилю) 1914 года в Тифлисе (ныне - Тбилиси), в семье князя Георгия Александровича Багратион-Мухранского и его супруги, дворянки польского происхождения Елены Сигизмундовны, урожденной Злотницкой.
Не столь уж и малочисленные сторонники этой части семьи Романовых настаивают на том, что Мария Владимировна Романова, дочь Леониды Георгиевны, по матери еще является и потомком грузинских царей из рода Багратионов, однако это один из тех случаев, когда желаемое выдается за действительное. Историческим фактом является то, что князья Багратионы-Мухранские являются той ветвью рода Багратионов, которая еще в XVII столетии обособилась от Багратионов, занимавших грузинский трон. Кстати, еще и по сей день живут и здравствуют прямые потомки «тех» Багратионов, притязания которых на гипотетический трон Грузии куда ощутимее. Основной аргумент, который приводят сторонники Марии Владимировны и ее матери, заключается в том, что в конце сороковых годов прошлого века Багратионы-Мухранские были признаны в качестве царственного грузинского дома испанскими Бурбонами, представительница которых вышла замуж за представителя Мухранской ветви.
После революции 1917 года семья Леониды Георгиевны долгое время оставалась сначала в независимой Грузии, а затем в Советской Грузии. Впрочем, с 1921 по 1923 годы Багратионы-Мухранские уезжали за границу, но все же вернулись. Со временем стало очевидно, что их положение становится все более опасным и в 1931 году при посредничестве главного пролетарского писателя Максима Горького они смогли добиться разрешения на выезд из страны - сначала в Константинополь, а затем во Францию. В Ницце в ноябре 1934 года Леонида Георгиевна вышла замуж за американского финансиста шотландского происхождения Самнера Керби, благодаря которому получила гражданство США. Спустя год в семье появилась дочь Елена, однако это не спасло брак, официально он был расторгнут в 1937 году. В 1940 году, после начала оккупации Франции гитлеровцами, Леонида Георгиевна с семьей переехала в Испанию, где была довольно благосклонно принята лично Франсиско Франко.
Запутанные династические связи
В 1946 году Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская познакомилась с Владимиром Кирилловичем Романовым, сыном Кирилла Романова, двоюродного брата последнего российского императора Николая II. Потомков Романовых за границей насчитывается не так и много, и далеко не все они имеют отношение к разговорам о возможных претензиях на трон. В данном случае все осложняется тем, что Кирилл Владимирович Романов в 1924 году, находясь в эмиграции, самолично объявил себя Императором Всероссийским Кириллом I. Кроме него такую тяжесть на себя не возложил никто из родственников. Таким образом, его сын, Владимир Романов, в собственных глазах и в глазах своей семьи стал законным претендентом на будущий престол. Семью же его и составила Леонида Георгиевна, вышедшая за него замуж в августе 1948 года в Швейцарии. Их родившаяся в 1953 году единственная дочь Мария Владимировна Романова после смерти отца в 1992 году считает себя и считается своими сторонниками главой Дома Романовых.
Однако большинство Романовых ее таковой не признает, и причина во многом заключается в личности ее матери, Леониды Георгиевны Багратион-Мухранской. Дело в том, что брак Владимира Кирилловича и Леониды Георгиевны, строго говоря, был морганатическим, то есть заключенным между представителем императорской фамилии и представителем неравнозначной ее по положению и происхождению семьи. Очевидным доказательством тому, что семья Леониды Георгиевны не может соотноситься с Романовыми является тот факт, что когда в 1911 году одна из представительниц дома Романовых вышла замуж за одного из князей Багратион-Мухранских, этот брак был недвусмысленно признан морганатическим. В итоге получается, что дети от морганатического барка Владимира Кирилловича и Леониды Георгиевны не имеют законных прав на престол. Разумеется, этого не признавала Леонида Георгиевна и не признает ее дочь, Мария Владимировна.
Сама княгиня Багратион-Мухранская, после 1991 года несколько десятков раз посещавшая Россию, скончалась 23 мая 2010 года в Мадриде и была 3 июня погребена, согласно своему завещанию, рядом с супругом в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Александр Бабицкий