О баснословно богатых арабских шейхах слышали все. Действительно, это похоже на сказку: сидели себе спокойно люди в пустынях около Персидского залива, вели кочевую жизнь, откровенно не богатую, и вдруг… За несколько десятилетий правители арабских племен Персидского залива благодаря богатейшим нефтяным месторождениям стали не только сказочно богаты, но и смогли оказывать существенное влияние на мировую экономику и политику. Вот только почти всегда арабские правители остаются для большинства мировой общественности безликими.
Принцем можно быть и в 80 лет…
Абдалла ибн Абдель Азис ас-Сауд, именно так зовут правящего монарха Саудовской Аравии, появился на свет в августе 1924 года (точная дата неизвестна) в Эр-Рияде, в тот момент столицы султаната Неджд, позднее, в 1932 году, ставшей столицей новообразованного государства Саудовская Аравия. Британский принц Чарльз, над которым на родине уже практически все подшучивают по поводу того, что он достиг уже пенсионного возраста, а все еще принц, может не расстраиваться - у него есть пример Азис ас-Сауда, который носил титул наследного принца до восьмидесятиоднолетнего возраста. Причиной тому послужили сложные династические перипетии.
Дело в том, что Абдалла Азис ас-Сауд родился в семье Абделя Азис ас-Сауда, первого короля Саудовской Аравии. Как известно, арабские мужчины и арабские шейхи в особенности могут иметь множество жен (пусть и не одновременно - одновременно законных жен может быть не более четырех), что неизбежно ведет к ударным демографическим показателям. Так случилось и в данном случае: у первого короля было в общей сложности 37 сыновей (дочерей толком никто и не считал). Разумеется, после его смерти встал вопрос о том, какой порядок наследования престола установить. В результате был установлен порядок, при котором титул короля поочередно переходил от старшего брата к младшему, и так далее. Нюанс заключался в том, что долгое время это наследование производилось среди родных братьев - сыновей Абделя Азис ас-Сауда и его любимой жены, происходившей из древнего влиятельного рода Судейри. Абдалла же был сыном восьмой супруги монарха, происходившей из бедуинской семьи Шураим.
Это привело к тому, что очень долгое время Абдалла, получивший традиционное для арабских монархов воспитание, но в детстве и юности большую часть время проведший с матерью и ее родственниками бедуинами, занимал в династической иерархии второстепенные посты и должности. Так продолжалось до тех пор, пока среди старших братьев не начали зреть интриги и взаимные недовольства. В результате конфронтации среди старшей части семьи отношения обострились, что привело к тому, что взошедший на трон в 1982 году король Фахд назначил наследным принцем (каждый король первый свой указ посвящает именно этому вопросу) именно Абдаллу, а не своего родного брата Султана. Султан попытался изменить ход событий и под влиянием его интриг Фахд в 1992 году принял закон, который позволял королю менять свое решение о престолонаследнике. Когда Фахд в 1995 году пережил инсульт и частично потерял дееспособность, Султан попытался склонить короля к назначению себя наследником. Однако Абдалла привел в боевую готовность Национальную гвардию, которая подчинялась ему и была куда сильнее армии, и все осталось на своих местах. До смерти Фахда в 2005 году именно Абдалла фактически выполнял королевские функции, официально взойдя на трон уже после смерти старшего брата
Настоящий король: и царствует, и правит
Правда, Абдалла ибн Абдель Азис ас-Сауд тут же проявил себя мудрым политиком, не склонным к конфронтации, назначив наследным принцем того самого Султана, что снизило напряженность внутри королевского клана и помогло избежать возможных интриг. Азис ас-Сауд вообще зарекомендовал себя достаточно прозорливым государственным деятелем. Так, во второй половине девяностых, когда цены на нефть были низкими (сегодня цены на уровне тридцати долларов за баррель кажутся просто нереальными) и поступления в государственный бюджет не отличались прежней «полноводностью», именно по инициативе короля в стране начали активно развиваться туристические проекты для привлечения инвестиций в эту отрасль.
Уже после вступления на трон король отменил традиционный обычай целовать руку короля при приветствии, обосновав этот шаг тем, что такая церемония противоречит духу ислама, в котором верующий обязан преклоняться лишь перед Аллахом. На период практического (с 1996 года) и юридического (с 2005 года) правления Абдаллы Азис ас-Сауда приходится некоторое смягчение общественной жизни - так, впервые в истории Саудовской Аравии руководителем учебного заведения была назначена женщина, было начато строительство крупнейшего в регионе высшего учебного заведения, которое по своем завершении должно будет лишиться разделения студентов по половому признаку, и тому подобные шаги. Однако король не бросился в объятия Запада сломя голову, сохранив приверженность исламским принципам в политической деятельности - из-за чего многие западные правозащитные организации неизменно включают его в список главных диктаторов планеты (по причине несоответствия западным стандартам демократии, прав женщин и так далее).
К тому же Азис ас-Сауд, безусловно осуждая исламский фундаментализм, выступает против слишком бесцеремонных действий США на Востоке. Подобная взвешенная политика и значительные финансовые ресурсы делают короля Саудовской Аравии весьма значимой фигурой: так, в конце 2010 года журнал Forbes включил его в число самых влиятельных политиков планеты, его обошли только лидеры Китая и США. К тому же он является неоспоримо богатейшим из современных монархов мира: до мирового финансового кризиса его личное состояние оценивалось в 25 миллиардов долларов, нынешний уровень экспертами определяется в 17 миллиардов долларов.
Александр Бабицкий