Мировой экономический кризис планомерно бьет по всему производству. Но одной из наиболее страдающих от него отраслей стал автопром: американский, европейский, российский. Уверенное развитие в нынешних условиях демонстрируют только индийские и китайские концерны. Принято думать, что причиной кризиса в автомобильной отрасли стал коллапс глобальной финансовой системы. Безусловно, это так. Доступные кредиты превратили машины из средства передвижения в вариант увлечения: иметь один автомобиль в семье из двух взрослых человек уже на протяжении нескольких лет считалось моветоном. Не выплатив предыдущий кредит, люди приобретали новую (зачастую дорогостоящую) модель.
Но к этому их толкали не только доступные займы. Сам автопром провоцировал такой повышенный спрос, непрестанно выпуская чисто косметические модификации популярных моделей. И промежуток времени между модификациями порой составлял не более пары-тройки месяцев.
Обвал банковской системы сделал труднодоступными потребительские кредиты. А рассчитываться собственными деньгами за автомобиль сейчас готовы совсем немногие: люди не уверены в завтрашнем дне, когда каждый может оказаться без работы и, соответственно, без средств к существованию. Покупка машины в таких условиях выглядит абсолютно неоправданной.
Но автоконцернам от этого не легче. На складах скопилось много готовой продукции, которую отказываются брать дилеры, не знающие, как распродать собственные запасы. Падение мировых цен на металлопрокат также больно ударило, в частности, по российскому автопрому. Отечественные металлургические предприятия, чтобы оптимизировать расходы, стали сокращать невыгодное производство. И, даже если есть спрос на определенный модельный ряд, то он может остаться неудовлетворенным из-за нехватки комплектующих.
Увы, мировая тенденция такова: автопроизводители сокращают рабочие места, вводят неполную смену, задерживают зарплату, останавливают производство. Традиционные новогодние «каникулы» для многих российских автомобильных заводов были продлены их руководством на срок от недели до нескольких месяцев. Отдельные предприятия, работающие по заказам «АвтоВАЗа», вышли на работу только в марте. Во время «простоя» сотрудникам платили 2/3 от оклада.
Сейчас ведущие мировые концерны говорят о снижении объемов продаж на 25-35% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. На будущее прогнозы еще более пессимистичные. Например, специалисты предполагают, что на российском рынке падение продаж может составить до 50% или 1,3 миллиона автомобилей за текущий год.
В этих условиях единственным вариантом спасения стало обращение автозаводов к правительствам своих стран за госпомощью. Утверждено субсидирование концернов в США; в начале марта Европейский инвестиционный банк выделил на стабилизацию автомобильной промышленности стран Евросоюза сумму в размере 7 миллиардов евро. Что касается России, то в декабре 2008 года премьер-министр Владимир Путин обещал отечественному автопрому госгарантии по кредитам на 70 миллиардов рублей, выкуп облигаций на 60 миллиардов и 80 миллиардов лизинговым компаниям. Однако, на данный момент эта мера не реализована, а все, чего добились автопроизводители - повышение таможенных пошлин на ввозимые в РФ иномарки и возврат 2/3 ставки рефинансирования (она составляет 13%) на потребительские автокредиты для автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей, произведенных на территории России. Кроме того, государство обязало министерства и ведомства купить в 2009 году продукции у отечественного автопрома на 12 миллиардов рублей. Цифра смехотворная. По мнению «Автостата», это всего 1% от предполагаемого падения объемов продаж, которое составит примерно 37 миллиардов долларов. И это прогноз только по легковушкам.
Данные за февраль 2009 года по России говорят о том, что спрос на автомобили увеличился на 14% по отношению в январю. Но к отечественному автопрому это не имеет отношения - покупают дорогостоящие иномарки. Это свидетельствует о том, что на автомобили остались деньги преимущественно у обеспеченных граждан.
Алексей Чернов