Страшный сон всех автомобилистов и, увы, реальные воспоминания значительной части тех, кто какую-то часть своего времени проводит за рулём. Замечательный (или не слишком) день; прекрасная (или не очень) погода, вы едете на своей любимой машине домой (на работу, в магазин за покупками, за город – вариантов множество), и вдруг не по вашей (или всё-таки по вашей) вине попадаете в дорожно-транспортное происшествие. В результате повреждён ваш автомобиль и автомобиль, с которым вы столкнулись. Как же себя правильно вести, чтобы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями денег, времени и нервов?
Алгоритм действий таков. Прежде всего, не выбирайте одну из следующих моделей поведения на месте ДТП:
- постарайтесь взять себя в руки, не впадайте в состоянии ступора или, что ещё хуже, в истерику – не ведите себя неадекватно;
- не нужно целиком во всём полагаться на наших доблестных сотрудников милиции или бояться их, нельзя стесняться высказывать свою точку зрения и отстаивать её; наихудший вариант – это согласиться на предложение милиционера «подпишите вот здесь чистый бланк протокола, я потом сам всё заполню»;
- не пытайтесь до момента прибытия сотрудников ГИБДД каким-то образом «переделать» место происшествия в свою пользу – во-первых, наверняка найдутся свидетели этого вашего занятия, во-вторых, далеко не факт, что в стрессовом состоянии после происшествия вы сможете всё проделать грамотно, а не усугубить своё положение;
- не скрывайтесь с места происшествия на автомобиле, если он сохранил способность передвигаться или пешком – в таком случае вы автоматически признаёте свою вину; если же вы скрылись, не оказав помощи пострадавшим, тогда вам грозит уголовная ответственность.
Из вышесказанного следует, что единственно верной тактикой поведения при ДТП будет сохранение спокойствия и самообладания, отказ от каких-либо противоправных действий и последовательная зашита собственных интересов. Тактика эта будет заключаться в следующем. Приложите все усилия, чтобы сохранить следы ДТП – перед началом следа от тормозного пути своей машины установите аварийный знак, остальную территорию, на которой могут находиться относящиеся к столкновению предметы и осколки, огородите подручными средствами, всем, что, найдётся в автомобиле. Это нужно для сохранения полной картины аварии для сотрудников ГИБДД. В силу того, что родную милицию иногда приходится ждать долго, велик риск того, что проезжающие транспортные средства элементарно изничтожат столь важные для вас улики. В идеале же необходимо всё сфотографировать – картину происшествия в целом, повреждения на своей машине, повреждения на автомобиле вашего «оппонента» и так далее. В наше время, когда сотовые телефоны снабжены всё более и более совершенными фотокамерами, это не должно стать неразрешимой проблемой.
Ещё до прибытия милиционеров постарайтесь найти среди остановившихся водителей или пешеходов людей, которые согласны с вашей версией произошедшего, то есть способных подтвердить, что виновником аварии были не вы (внимание – это не призыв к подкупу свидетелей, в большинстве случаев такие «фокусы» терпят неудачу). Перепишите контактные данные (фамилии, имена, отчества, домашние адреса и телефоны) всех, кто согласится быть свидетелем. Список составьте в двух экземплярах – для себя и для милиции (бывает так, что в правоохранительных органах подобные данные таинственным образом теряются).
При общении с сотрудниками ГИБДД не стесняйтесь отстаивать свою правоту, не давайте навязать себе проигрышную для вас позицию, присутствуйте лично при всех измерениях. При этом стоит помнить – пытаться выяснять отношения с милиционерами на повышенных тонах себе дороже. Если вы не согласны с их оценкой происшествия – не подписывайте протокол, у вас есть на это полное право. Если вы подписываете протокол, но у вас есть уточнения, вы имеете не менее законное право внести эти уточнения в протокол. Кроме того, при каждой аварии милиционеры предлагают участникам ДТП составить собственноручное объяснение случившегося. Не отделывайтесь парой общих фраз, описывайте всё подробно, вдавайтесь во все детали, которые можете вспомнить и обосновать. Ещё раз напоминаем – ни в коем случае не подписывайте никаких пустых листов. И дело здесь не в том, что сотрудник ГИБДД обязательно вам напакостит, просто нередки случаи, когда милиционер, чтобы не утруждать себя, вносит в протокол что-нибудь вроде «полная деформация кузова». Звучит внушительно, вот только для страховых компаний это не аргумент, им нужна конкретика: какая часть автомобиля повреждена, в какой степени и тому подобное. При занесённой в подписанный вами протокол «общей деформации кузова» страховая компания выплатит вам гораздо меньше денег для восстановления машины.
Помните – составленные на месте ДТП документы могут сыграть решающую роль в том, кто будет признан ответственной стороной, а также при определении размеров выплат страховой компанией. Поэтому тщательнейшим образом проверяйте правильность заполнения всех без исключения документов, связанных с аварией. Например, когда вам сразу после исследования места ДТП или через некоторое время вручат постановление с указанными в ней причинами аварии, описанием места происшествия и выводами о виновных, обязательно посмотрите, какая дата указана в документе – ведь по закону вы можете обжаловать это постановление в течение 10 дней. Кроме того, запомните список документов, необходимых для рассмотрения вопроса о возмещении ущерба страховой компанией:
- заявление о страховом случае и возмещении ущерба;
- справка об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля, подписанная руководителем и заверена печатью подразделения ГИБДД;
- копия протокола об административном правонарушении, приведшем к ДТП;
- копия постановления об административном правонарушении.
Александр Бабицкий