В последнее время наметилась интересная тенденция на вторичном автомобильном рынке: автомобили, «бывшие в употреблении», начали дорожать. Причем следует заметить, что эта тенденция охватывает практически весь мир. Например, в США подорожание автомобилей на вторичном рынке дошло до 5%, Европа демонстрирует повышение цен на 3-15% (такой большой разброс обусловлен зависимостью цены на автомобиль б/у от марки и модели).
Подобную тенденцию связывают с мировым финансовым кризисом. Причем, специалисты расходятся во мнениях. Одни считают, что подорожание автомобилей на вторичном рынке сигнализирует о начавшемся оздоровлении экономики, другие же уверены, что повышение цен на машины б/у свидетельствует об обратном.
Первые «подвижки» цен на вторичном автомобильном рынке начались тогда, когда возникли сложности с автокредитованием: многие банки просто прекратили выдавать кредиты для покупки автомобилей, а те, которые сохранили такой банковский продукт, как автокредитование, начали выдвигать гораздо более строгие требования к заемщикам, нежели раньше.
Конечно, сохраняется возможность взятия потребительских кредитов и употребления их на приобретение автомобиля. Но процент по потребительскому кредиту выше, чем по автомобильному, так что такая система кредитования не слишком выгодна для заемщиков. Кроме того, есть и другие факторы.
Одновременно возникли проблемы и у потенциальных покупателей новых автомобилей: офисный планктон, который обеспечивал авторынку бурное развитие, начал терять работу, а те, кто сохранил за собой рабочие места, отнюдь не столь твердо уверены в завтрашнем дне, как им бы хотелось. К тому же, реальный доход начал падать, а рубль – «смягчаться».
В таких условиях приобретение нового автомобиля стало проблематичным для многих и многих потенциальных покупателей. Первичный рынок автомобилей начал демонстрировать все признаки застоя.
А на вторичном рынке автомобилей предложение начало явно превышать спрос. Ведь продавать автомобили начали не только те, кто собирался заменить свое авто на новое, или на более престижную модель, марку и так далее. На рынке оказались автомобили тех, кто пострадал от мирового финансового кризиса. Увольнения, снижение реальных доходов, вытекающие из этого сложности с ипотечными кредитами – все это привело к тому, что люди начали продавать свои машины. Для многих продажа автомобиля означала единственную возможность рассчитаться по ипотеке.
Так откуда же подорожание автомобилей на вторичном рынке? Ведь кризис еще не завершился, и его негативные последствия продолжают выплескиваться в мировое пространство.
Дело в том, что дорожают отнюдь не все подержанные автомобили. Дорогие и престижные марки практически не изменились в цене. Увеличение стоимости коснулось лишь достаточно дешевых автомобилей.
Тот, кто продает свою дорогую и престижную машину из-за финансовых проблем, все же не хочет ездить на общественном транспорте. К тому же для многих автомобиль просто является предметом первой необходимости (на уровне зубной щетки и пены для бритья). Следовательно, мало продать машину, нужно еще и приобрести ей замену. А это означает приобретение относительно дешевой и менее престижной марки или модели.
Спрос рождает предложение, повышающийся спрос рождает повышение цен. Повышение спроса на недорогие подержанные автомобили естественным образом вызвало их удорожание.
Интересно, что больше всего подорожали отечественные марки. В некоторых случаях повышение цены дошло до 70-90%. Особенно взлетели цены на такие автомобили с началом дачного сезона. Похоже, что дачники, продавшие зимой свои машины, летом спохватились, что на дачу-то ездить все-таки нужно. Тем более, что сейчас, как и во времена развитого социализма, дачный участок стал существенным подспорьем для семейного бюджета, да еще и возможностью практически бесплатного отдыха на природе. Ну а учитывая качество загородных дорог, естественным выбором в таком случае является именно «нашемарка». Или иномарка, но – подешевле и попроще, с дорожным просветом побольше.
Подорожание коснулось и вторичного рынка автозапчастей, и стоимости авторемонта. Все по той же причине: сейчас стараются отремонтировать и те детали, которые еще пару лет назад заменяли не задумываясь, а вместо «нулевых» запчастей многие начали приобретать подержанные, снятые с разбитого автомобиля и так далее – экономия. Ну а спрос рождает предложение... и повышение цен.
Так что если вы хотите стать владельцем подержанного автомобиля – торопитесь. Вторичный рынок продолжает поднимать цены. На основные марки и модели пока еще понемногу, но тенденция сохраняется, и в ближайшее время снижения цен на «поношенные авто» не предвидится.
София ВАРГАН