Для любых, даже самых крупных автоконцернов отзыв определенной серии автомобилей всегда связан с внушительными финансовыми потерями. Более того, как правило, отзыв автомобиля превращается в настоящий скандал – поскольку выявление недостатков модели уже после того, как автомобиль поступил в продажу, связано с множеством автомобильных аварий.
Ford, 1999-2009, 14.3 миллионов – 16 миллионов автомобилей
Отозванные модели: 1992-2003 Ford Econoline, 1993-1997 и 1999-2003 Ford F-Super Duty, 1995-1997 и 2001-2003 Ford Ranger, 1995-2002 Ford Explorer и Mercury Mountaineer, 1995-2003 Ford Windstar, 2000-2003 Ford Excursion.
Причина: дефекты переключателя стабилизатора скорости, приводившие к возгоранию.
Количество аварий: более 1 100
Количество смертей: официально – ни одной.
Настоящий рекордсмен по количеству отозванных автомобилей, американская компания Ford за свою долгую историю не раз была вынуждена принимать решение о прекращении продаж своих моделей. Десятилетняя проблема с дефектами переключателя стабилизатора скорости – далеко не первый скандал, вызванный недостатками автомобилей Ford. В 1980 году компания с трудом избежала отзыва 20 миллионов автомобилей из-за неполадок с трансмиссией, разослав миллионам владельцев автомобилей предупреждение о том, что оставлять двигатель автомобиля работающим не рекомендуется. По неофициальной статистике, неполадки с трансмиссией в результате унесли жизни десятков людей.
Ford, 1996, 7.9 миллионов – 8.7 миллионов автомобилей
Отозванные модели: 1988-1993 Ford Escort, Mustang, Tempo, Thunderbird, Cougar, Crown Victoria, Aerostar, Bronco, F-Series, Mercury Grand Marquis.
Причина: дефекты системы зажигания, приводившие к проблемам с тормозной системой и рулевым управлением.
Количество аварий: сотни возгораний, 31 крупная авария.
Количество смертей: 11
Дефекты системы зажигания, приведшие к крупнейшему за всю историю Ford отзыву автомобилей, стали не самой главной проблемой компании. Адвокаты, обвинявшие Ford в дефектах автомобилей, обнаружили внутреннюю памятку, судя по информации в которой руководство Ford было прекрасно осведомлено о неполадках системы зажигания, однако не предпринимало никаких мер для того, чтобы их устранить, больше беспокоясь о негативном освещении компании в СМИ, чем о потенциальной угрозе для жизни владельцев автомобилей.
General Motors, 1971, 6.7 миллион автомобилей
Отозванные модели: Chevrolet Bel Air, Brookwood, Camaro, Caprice, Chevy II, Impala, Kingswood, Nova, P-Series, C-Series и Townsman.
Причина: дефекты в узлах двигателя, принудительно вызывавшие ускорение при полностью открытой дроссельной заслонке двигателя.
Количество аварий: 172 инцидентов, 63 аварии.
Количество смертей: 0
Дефекты двигателя нескольких моделей Chevrolet могли вызвать серьезные повреждения автомобиля – включая принудительное ускорение при открытой дроссельной заслонке двигателя. Однако из-за небрежного расследования проблемы Национальным управлением по безопасности движения транспорта США владельцы Chevrolet вынуждены были терпеть все неполадки – до тех пор, пока активисты Центра автомобильной безопасности не пригрозили General Motors громким освещением проблемы в СМИ. В результате автоконцерну пришлось отозвать 6,7 миллиона автомобилей.
General Motors, 1981, 5.8 миллиона – 6.4 миллиона автомобилей
Отозванные модели: Buick Century, Buick Regal, Chevrolet El Camino, Chevrolet Malibu, Chevrolet Monte Carlo, GMC Caballero, Oldsmobile Cutlass, Pontiac Grand Prix, Pontiac LeMans.
Причина: дефектные подвесные болты, приводившие к потере контроля над автомобилем.
Количество аварий: 27
Количество смертей: 0
Громкий скандал с отзывом автомобилей GM в 1971 году ничему не научил компанию – спустя всего десять лет американский автоконцерн вновь вынужден был отозвать с рынка несколько миллионов автомобилей. На этот раз руководство General Motors не дожидалось огласки, быстро отозвав модели, из-за дефектов представлявшие угрозу жизни владельца.
Toyota, 2009-2010, 5.3 миллиона автомобилей
Отозванные модели: 2007-2010 Camry, 2005-2010 Avalon, 2004-2009 Prius, 2005-2010 Tacoma, 2007-2010 Tundra, 2007-2010 Lexus ES 350, 2006-2010 Lexus IS 250/IS 350, 2008-2010 Highlander, 2009-2010 Corolla, 2009-2010 Venza, 2009-2010 Matrix, 2009-2010 Pontiac Vibe.
Причина: дефекты напольных ковриков, приводящие к блокировке педали газа.
Количество аварий: 2 000 жалоб, 815 аварий
Количество смертей: 19
Такая, казалось бы, малозначительная деталь, как дизайн напольного коврика, привела к одному из самых громких автомобильных скандалов последних лет. Из-за неправильно закрепленных напольных ковриков в автомобилях Toyota и Lexus произошло несколько сотен аварий – смещаясь, коврики блокировали педаль газа, что приводило к резкому ускорению автомобиля. Медленная реакция Toyota на дефекты автомобилей привела к внушительному количеству аварий со смертельным исходом, значительно пошатнув лидерские позиции компании.
Ford, 1972, 4 миллиона – 4.1 миллиона автомобилей
Отозванные модели: все пассажирские модели Ford, Mercury Lincoln
Причина: дефекты креплений ремней безопасности, из-за которых нельзя было застегнуть ремень.
Количество аварий: 60
Количество смертей: 0
Пришедшийся на 1972 год отзыв автомобилей стал для Ford настоящим конфузом: компания потеряла миллионы долларов из-за дефектов детали, стоившей менее доллара. Попытка Ford сэкономить на дешевых креплениях ремней безопасности привела к тому, что ремни невозможно было застегнуть. В результате компании пришлось отозвать из продажи несколько выпущенных ранее моделей.
Honda, 1995, около 3.7 миллиона автомобилей
Отозванные модели: Civic, Accord, Prelude, Acura.
Причина: дефекты ремней безопасности
Количество аварий: 8
Количество смертей: 0
В 1995 году американское Транспортное управление начало расследование в отношении японской компании Takata Inc., производящей ремни безопасности для автомобилей, продававшихся на американском рынке. Еще до того, как расследование было закончено, сотрудничавшая с Takata компания Honda отозвала из продажи порядка 3,7 миллиона своих автомобилей, выпущенных в период с 1986 по 1991 год и оснащенных ремнями безопасности Takata. Дефекты конструкции ремня приводили к тому, что во время аварии ремень расстегивался, создавая дополнительную угрозу жизни водителя.
Volkswagen, 1972, 3.7 миллиона автомобилей
Отозванные модели: все модели Beetles («Жуки»), выпущенные в период с 1949 по 1970 годы.
Причина: дефекты стеклоочистителей, которые, изнашиваясь, отлетали
Количество аварий: неизвестно
Количество смертей: 0
Отзыв компанией Volkswagen 3,7 миллионов знаменитых «жуков» в 1972 году стал четвертым по величине отзывом за всю историю автомобильной индустрии. Сама по себе проблема – дефектные стеклоочистители – никоим образом не угрожала безопасности водителя, поэтому компания Volkswagen попросту могла бы пойти на возмещение стоимости ремонта стеклоочистителей. Тем не менее, Volkswagen отказалась выплачивать владельцам «жуков» стоимость ремонта стеклоочистителей, что подтолкнуло одного из участников американского Конгресса предложить внесение изменений в федеральное законодательство и заставить автомобильные компании платить за подобные неполадки. Представители Volkswagen позже заявили буквально следующее: «Мы не стали платить, поскольку не считали это дефектом».