В позапрошлом веке взятки и подарки преподносились борзыми щенками. В наше же время, если мы хотим поблагодарить человека за услугу или просто сделать ему приятное, нередко в качестве презента мы преподносим ему армянский коньяк. Потому что это, как бы похоже на второсортный рекламный слоган ни звучало, брэнд, проверенный временем.
Если верить армянским легендам, то получается, что вообще всё виноделие родом отсюда, из Армении: якобы ветхозаветный Ной после Потопа остался жить у подножия горы Арарат, именно здесь посадил виноград и впервые отведал виноградный сок. Проверить истинность легенды, как сами понимаете, не представляется возможным, да это и не к чему. Однако то, что виноград в Армении возделывают уже более трёх с половиной тысяч лет, исторически доказанный факт.
История собственно армянских коньяков куда короче, но не менее насыщенна. Первый армянский завод по производству коньяка был открыт местным купцом Нарсесом Таиряном. Таирян решил не искать добра от добра и заняться производством напитка по технологии изготовления знаменитых уже к тому времени французских коньяков. Однако настоящая блистательная история армянских коньяков началась с 1889 года, когда Таирян продал свой завод знаменитой семье русских промышленников Шустовых, которые поставили производство на широкую ногу: к 1914 году в Армении было 15 коньячных заводов, а «шустовский» коньяк продавался не только по всей России, но и за её пределами. К тому же армянские коньяки неоднократно получали призы и премии на международных выставках.
Революционные потрясения, к счастью, почти не коснулись производства армянских коньяков – у него поменялся владелец (вместо Шустовых им стало социалистическое государство), но сам волшебный напиток продолжил своё существование. Более того, он стал одним из наиболее востребованных в мире предметов советского экспорта: общеизвестно, что армянский коньяк буквально обожал такой тонкий ценитель элитных спиртных напитков, как великий английский государственный деятель Уинстон Черчилль. Что касается постсоветских времён, то тяжёлые первые годы существования независимой Армении не поставили крест на знаменитых коньяках, хотя спасение и пришло от французских производителей коньяков, компании «Перно-Рикар», приобретшей в 1998 году Ереванский коньячный завод.
Кстати говоря, с конца позапрошлого века и по сей день французские виноделы упорно протестуют против того, чтобы армянские коньяки назывались коньяками – по мнению родоначальников коньячных напитков, это название имеет право носить лишь бренди, произведённый в провинции Коньяк. А все остальные схожие напитки могут заслуженно называться бренди. Однако армянские коньяки сохраняют пока своё традиционное название – 80 % продукции экспортируется в Россию, где мало кто знает, что такое бренди, зато армянские коньяки знают и ценят все. Так что французские собственники армянских заводов из соображений получения прибыли не слишком настаивают на своих, следует признать, не лишённых основания требованиях по уточнению торговой марки.
В качестве сырья для производства коньяков используются шесть сортов винограда, из которых пятеро имеют исключительно армянские корни (мсхали, кангун, воскеат, дмак, гаран) и один был завезён из Грузии (ркацители). За последние два десятилетия появилось много фальшивых коньяков, напитков, на этикетках которых гордо красовалось «армянский коньяк», но к настоящим коньякам, имеющим слабое отношение. С целью урегулирования этой ситуации в 1999 году были приняты государственные стандарты, в соответствии с которыми армянским коньяком может считаться напиток, изготовленный с соблюдением всех технологических норм и, внимание, только из винограда, выращенного в Армении, и разлитый в бутылки лишь в этой стране.
Видов армянских коньяков великое множество, но всё же их можно разделить на три большие группы, отличающиеся друг от друга по продолжительности выдержки (именно в зависимости от этого показателя начисляются знаменитые «звёздочки») и от способов выдержки коньячного спирта (традиционные виды выдерживаются в дубовых бочках, более дешёвые – в стальных цистернах, загруженных дубовой клёпкой).
Первую группу составляют ординарные коньяки, куда входят напитки, имеющие срок выдержки не менее трёх лет – каждый последующий год выдержки добавляет одну «звёздочку», так что самый выдержанный шестилетний коньяк «готовится» шесть лет. Вторая группа – так называемые марочные коньяки. Это напитки-долгожители, минимальный возраст которых должен быть не менее шести лет и все эти годы коньяк должен выдерживаться исключительно в дубовых бочках, никаких нововведений в виде современных технологий и материалов. Ну и, наконец, третья группа своеобразных аксакалов, состоящая из марочных коньяков, прошедших дополнительную выдержку не менее трёх лет. Такие коньяки, самые «младшие» из которых являются девятилетними, именуются коллекционными. При этом, так как они производятся на основе марочных коньяков, то сохраняют название их сортов.
Александр Бабицкий