Любая система нуждается в регулировании, и экономика не является исключением. Однако отдельные отрасли экономики, конкретные сферы деловой деятельности имеют свою специфику, что естественным образом сказывается и на том, что регулирование каждой из них обладает своими особенностями. Рынок ценных бумаг в нашей стране насчитывает не такую долгую историю, однако «молодой возраст» не мешает тому, чтобы уже сложилась определённая система регулирования.
Как известно, рынок ценных бумаг это тот сегмент финансового рынка, где осуществляются торговые операции с разнообразными ценными бумагами. Под регулированием данного рынка подразумевается комплекс действий и нормативных документов, направленных на упорядочение деятельности всех участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, организаций, отвечающих за создание и поддержание инфраструктуры рынка, профессиональных посредников), осуществляемое со стороны определённых организаций. Основными целями функционирование системы регулирования рынка ценных бумаг являются следующие:
- создание условий для упорядоченной работы всех участников рынка, обеспечение свободного ценообразования на ценные бумаге на основе открытого спроса и предложения;
- защита участников рынка от недобросовестных и мошеннических действий;
- при определённых условиях – воздействие на рынок для достижения социально значимых задач (например, снижения уровня безработицы) или для создания новых финансово-экономических структур.
При этом само регулирование включает в себя ряд основополагающих действий. Среди них такие, как отбор профессиональных и добросовестных участников рынка, создание нормативной базы («правил игры»), осуществление контроля за соблюдением всеми участниками зафиксированных норм рыночной деятельности и, в случае необходимости, применение системы санкций за их нарушение.
Регулирование рынка ценных бумаг, как и любое другое регулирование, может носить как внутренний, так и внешний характер. То есть определённые ограничения могут налагаться на функционирование рынка через дисциплину внутри его участников, с помощью закреплённых в уставах, внутренних правилах и приказах той или иной организации. С другой стороны, регулирование может быть внешним по отношению к участникам рынка, то есть осуществляться третьей силой, функцию которого могут выполнять правовые документы вышестоящих в деловой или юридической иерархии организации, правовая база того или иного государства или нормы международного финансового права. Именно в соответствии с этим фундаментальным делением на внутреннее и внешнее регулировании различаются и конкретные виды регулирования рынка ценных бумаг.
Прежде всего, это государственное регулирование, которое совершенно очевидно носит внешний по отношению к рынку ценных бумаг характер. Причём у государства есть возможность для осуществления как прямого, так и косвенного регулирования рынка ценных бумаг. Если говорить о государстве как авторе законодательных актов и контролёре за их исполнением, а также как о главном арбитре при разрешении возникающих между участниками рынка споров, то здесь, безусловно, речь идёт о прямом регулировании. В этой части у государства есть ряд неоспоримых преимуществ: именно оно через деятельность отдельных своих органов власти осуществляет профессиональное лицензирование и регистрацию участников рынка ценных бумаг, а также самих ценных бумаг; именно оно отвечает за поддержание правового порядка на рынке и устанавливает требования, регламентирующий действия всех его участников; именно оно занимает обеспечением свободного и равноправного участия всех заинтересованных лиц в деятельности рынка. Однако не стоит забывать, что государство может выступать на рынке ценных бумаг не только в юридическом, но и в экономическом аспекте. И в этой связи стоит сказать, что государство способно осуществлять косвенное регулирование с помощью таких инструментов, как участие в торговых операциях в качестве эмитента (выпуск государственных ценных бумаг), инвестора при управлении акциями крупных предприятий и посредника при осуществлении приватизационных аукционов.
Промежуточный характер имеет саморегулирование рынка посредством деятельности его участников, в котором сочетаются признаки внешнего и внутреннего регулирования. Это регулирование осуществляется в основном за счёт деятельности саморегулируемых организаций, которые носят добровольный негосударственный некоммерческий характер и создаются для регулирования тех или иных аспектов рыночной деятельности. Саморегулируемые организации могут возникнуть как по инициативе самих участников рынка, так и по инициативе государства, если последнее решит «разгрузить себя» в той части функционирования рынка ценных бумаг, где есть предпосылки для эффективного саморегулирования. В нашей стране полной правовой ясности со статусом саморегулируемых организаций пока нет, однако всеми участниками рынка признаётся тот принцип, что несколько подобных организаций не могут регулировать одну и ту же сторону деятельности рынка ценных бумаг или его конкретный сегмент. В функции саморегулируемых организаций входят, в частности:
- разработка стандартов профессиональной рыночной деятельности;
- установление обязательных требований и контроль за их соблюдением участниками рынка;
- подготовка кадров, предоставление информации и защита интересов участников рынка.
Что касается третьего вида регулирования рынка ценных бумаг, то он в наибольшей степени соответствует принципам внутреннего регулирования и в силу этого наиболее размыт и неконкретен. В данном случае речь идёт о том, что то или иное влияние на развитие событий на рынке может оказать каждый его участник и любая заинтересованная сторона, исходя из собственных интересов и мотивов. Наиболее показательным примером подобного общественного регулирования является та роль, которую зачастую играют на рынке ценных бумаг средства массовой информации, от ракурса освещения которыми событий или тенденций на рынке во многом зависит реакция широких деловых и общественных кругов, что напрямую влияет и на сугубо экономическую составляющую (курс акций и прочее).
Александр Бабицкий