Главным капиталом в современном мире является информация, и с этим трудно, да и нет никакого резона, спорить. Информация предоставляет возможности и инструменты, с помощью которых можно получить материальные ценности, которые можно, условно говоря, потрогать руками. И главная из этих ценностей - деньги. Которые можно заработать в немалых количествах, если владеть финансовой информацией о деятельности прямого конкурента или потенциального объекта вложения инвестиций. Как и практически всё, что касается денег, финансовая информация может быть открытой и закрытой.
Чего скрывать нет причины
Неоднозначность ситуации со степенью открытости и закрытости финансовой информации вызвана тем, что в большинстве случаев руководитель каждой финансовой структуры сам решает, какую информацию о деятельности его компании делать общественным достоянием, а какой лучше пылиться в строжайшем секрете за дверцами сейфов и несколькими степенями компьютерной защиты. Соображения на этот счёт могут быть самыми различными, зависеть от конкретной ситуации и от тех требований по прозрачности деятельности компании, которые к ней предъявляют её партнёры, клиенты или органы государственного контроля. В связи с этим можно лишь выделить основные виды сведений, которые чаще всего оказываются в разряде открытой финансовой информации для большинства компаний. В их число входят сведения:
- о результатах деятельности организации за определённый период времени в плане данных о прибыли и убытках;
- о состоянии имущества компании и источниках его получения (то есть об активах и пассивах) на протяжении рассматриваемого периода времени;
- общие данные об учётной политике;
- о численности сотрудников и размере фонда заработной платы;
- о наличии или отсутствии просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
- стоимость износа основных средств производства и нематериальных активов и так далее.
Источником открытой финансовой информации любой компании является её финансовая отчётность, которая в соответствии с законодательством должна предоставляться в открытый доступ минимум раз в год и при этом может не содержать данных, которые руководитель организации счёл коммерческой тайной, то есть закрытой финансовой информацией.
Подальше от чужих глаз
Однако наряду с информацией, по которой общественность и государственные органы должны убеждаться в законности деятельности той или иной компании, существуют сведения, которые могут дать дополнительную информацию конкурентам и привести к потере организацией как потенциальной, так и вполне конкретной прибыли, а то и к прямым убыткам. Конечно, в современных условиях, где данные могут добываться как путём непосредственного промышленного и финансового шпионажа, так и путём финансового анализа по косвенным данным (рыночная конъюнктура, технология производства определённых товаров, организационная структура компании и тому подобное), застраховаться от утечки сведений невозможно. Однако и облегчать жизнь конкурентам никто не собирается. Вследствие этого и появилась закрытая финансовая информация. Впрочем, нередко её закрытость является довольно условной – например, банковские организации при вынесении решения о выдаче или отказе в выдаче кредита запрашивают у фирмы те или иные сведения, которые в компании считаются закрытыми. Или в случае заключения крупной (чаще всего оптовой) сделки непосредственные партнёры, дабы оценить надёжность и перспективность сотрудничества, обмениваются информацией, которая для остальных участников рынка будет носить закрытый характер.
При этом только сама организация определяет степень открытости информации о своей финансовой деятельности. Впрочем, существует ряд рекомендаций крупнейших общественных и государственных институтов, в соответствии с которыми целесообразным признаётся признание закрытой финансовой информацией следующих сведений:
- информация о сотрудничестве с теми или иными компаниями, о подробностях и условиях соглашений, контрактов, договоров (не считая данных, предоставляемых для государственных органов контроля);
- так называемая совещательная информация, то есть данные о том, какими именно мотивами руководствовалось руководство или акционеры компании, принимая решение о сотрудничестве или отказе от сотрудничества с той или иной фирмой, о покупке тех или иных активов, об инвестировании в различные виды вложения и так далее;
- подробные сведения о заседаниях Совета акционеров или Совета директоров (за исключением конечных решений и резолюций), а также проекты решений до их окончательного и юридически оформленного вступления в силу;
- внутренняя финансовая информация, в которую могут входить данные, на основе которых можно делать выводы о правильности использования денежных средств, о целесообразности осуществления определённых затрат, о соотношении потоков собственного и заёмного капитала в структуре экономического цикла, о состоянии финансовой устойчивости предприятия на отдельном отрезке времени и тому подобное.
Александр Бабицкий