В эпоху подавляющего преимущества электронных энциклопедий над традиционными, бумажными, не составит никакого труда и не займёт много времени выяснить, что под словом «фанк» в отношении музыки подразумевается танцевальное музыкальное течение, характеризуемое экспрессивностью, соединением множество различных инструментов, громким, почти кричащим, вокалом. В общем, такой музыкально-хореографический способ расслабиться и дать волю собственным эмоциям. Подобная картина как-то плохо сочетается с понятием «бизнес», которое традиционно носит серьёзный, отчасти даже скучный оттенок.
Оттого особый интерес вызывает набравшее в течение 2000-х годов популярность явление под названием фанки-бизнес.
Бизнес в стиле фанк: откуда он взялся
До 2000 года о фанки-бизнесе никто слыхом не слыхивал просто потому, что такого понятия не существовало. Вернее, оно существовало, но только лишь в лысых головах Кьелла Нордстрема и, двух профессоров Центра углубленного изучения лидерства при Стокгольмской школе экономики. Именно с 2000 года эти двое учёных принялись выпускать одну за другой книги, которые и сформулировали понятие «фанки-бизнес» и заложили под это понятие, с позволения сказать, теоретическую базу: «Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие», «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта» и так далее. Книги эти быстро стали настолько популярны, что были переведены на 25 языков мира.
В действительности философия фанки-бизнеса держится на двух главных китах, первый из которых касается управления, второй - особенностей потребления. Что касается особенностей потребления, то Нордстрем и Риддерстрале указывают на то, что в современных условиях удовольствие от покупки является не менее, а зачастую даже и боле весомым фактором, чем необходимость, целесообразность, полезность и даже рентабельность покупки. Учёные из Стокгольма справедливо указывают на особенности женского шопинга, в котором не важны сами покупки, равно как их стоимость и практичность, самое главное - это процесс и ощущение удовлетворения от самого процесса. В связи с этим предлагается распространять подобные принципы на любые виды бизнеса, которые нужно построить таким образом, чтобы продукт или услуга вызывали в первую очередь эмоциональное желание потратить деньги, желание купить удовольствие. В отношении особенностей управления по фанк-методике, то здесь гуру новой экономики (как называют авторов некоторые последователи) делают акцент на том, что руководители современного типа, если хотят быть успешными, уже не могут находиться в формате босса, сидящего далеко-далеко в роскошном кабинете. Новый руководитель должен быть лидером, который обладает такими качествами, как привлекательность в качестве образца для подчинённых, терпимость к своим работниками, внимание ко всем мелочам бизнеса и чёткое осознание направления движения всего дела.
Главные принципы фанки-бизнеса
Благодаря практическому применению указанных фундаментальных основ теории бизнеса в стиле фанк уже успели прорасти основные принципы фанки-бизнеса. В разных группах последователей Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале выделяется разное количество этих принципов, некоторые дробятся на несколько более детальных и предметных, другие, напротив, объединяются в более общие конструкции. Если же рассматривать наиболее употребляемые на практике принципы этой бизнес-теории, то получится следующий список:
- прежде всего, уникальность предлагаемых товаров и услуг на современном рынке, заполненном одинаковыми товарами, отличающимися друг от друга только логотипами и брендами. Уникальность, оригинальность - это главный способ обратить на себя внимание покупателя и клиента (пусть даже эта оригинальность только внешняя, маркетинговая);
- постоянный поиск идей по развитию бизнеса, новых маркетинговых решений, идей по технологическому развитию, по открытию новых производственных и креативных разработок;
- использование самых современных технологий не в теории, а на практике: в нынешних условиях на первом месте должен стоять доступ к информации, потому что принцип «кто владеет информацией, тот владеет миром» с каждым днём становится всё актуальнее;
- приоритет руководителей-лидеров перед руководителями старой формации, руководителями-боссами;
- скорость, скорость и ещё раз скорость: от момента принятия решения до его реализации должно проходить минимальное время - сегодня преимущество не у тех, кому раньше приходит в голову та или иная идея, а у тех, кто быстрее её реализует;
- не нужно опасаться налаживать связи из-за боязни конкуренции - выгода от большого числа тех, кто знает о конкретном бизнесе и его товарах или услугах, куда выше, чем риск пострадать от конкурентов;
- клиент должен почувствовать, что он любим, не просто уважаем или ожидаем, а просто-напросто любим как член семьи - в условиях равности прочих показателей человек всегда выберет то место, где ему эмоционально комфортнее;
- кроме того, именно клиент, его потребности, вкусы, особенности восприятия должны учитываться и стоять во главе угла на каждом этапе делового процесса; другими словами, клиент должен являться частью компании, если можно сделать это напрямую (устраивать опросы среди клиентов, привлекать их к обсуждениям), это оптимальный вариант;
- необходимо заострить внимание при разработке товара или услуги, что товар или услуга должны носить индивидуальный характер, чтобы клиент мог обнаружить особенные черты, которых нет в другом товаре такого же назначения, но купленного другим человеком.
Александр Бабицкий