Кто владеет информацией, тот владеет миром. Этот принцип современной жизни уже ни для кого не является секретом, и именно им руководствуются в любой сфере деятельности. И тем более без тщательного сбора всей возможной информации невозможно представить экономическую деятельность, в которой умение обойти конкурента является главным условием успеха. Неотъемлемой частью этого процесса является сбор и анализ внутренней и внешней финансовой информации.
Что компания может рассказать о самой себе
Внутренней финансовой информацией считаются такие сведения о деятельности предприятия, которые не опубликованы в общедоступных для ознакомления источниках и используются для анализа успешности и стабильности компании. В большинстве случаев для оценки состояния и эффективности компании рассматривают следующие показатели, входящие в состав внутренней финансовой информации:
- бизнес-план предприятия;
- баланс денежных средств компании;
- ретроспективная финансовая отчетность;
- маркетинговая отчетность;
- показатели производительности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений;
- себестоимость реализуемой продукции;
- прогноз по изменениям объемов спроса и ценового фактора;
- показатели доходности предприятия и его подразделений;
- отношение заработной платы к валовой выручке;
- отношение рыночной цены акции к доходу (в случае акционерного характера компании) и так далее.
При этом анализ внутренней финансовой информации направлен на объективную оценку общего состояния предприятия и оптимизацию его деятельности по всем направлениям, для чего решаются такие задачи, как:
- анализ истории компании для выявления будущих тенденций;
- анализ абсолютных показателей отчетности;
- сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;
- анализ финансовой документации;
- трендовый анализ;
- анализ по центрам ответственности и тому подобные.
Что можно узнать со стороны
Внешняя финансовая информация, то есть данные, которые относительно легко доступны для любого участника экономических отношений, имеет свои особенности. Особенности эти закономерным образом порождены характером источников, из которых поступают подобные сведения. Это, прежде всего, та финансовая отчетность, которую предприятие публикует о себе в открытых источниках, то есть размещает на бирже, в средствах массовой информации, предоставляет в соответствующие контролирующие органы государственной власти. Кроме того, это может быть информация, опубликованная в СМИ, но при этом имеющая своим источникам те или иные расследования, проводимые журналистами, а то и просто слухи. Наконец, определенную финансовую информацию о деятельности компании можно почерпнуть из взаимодействия с клиентами, партнерами, поставщиками, кредиторами предприятия, которые могут по тем или иным причинам предоставить некоторые подробности сотрудничества. Все это обусловливает приблизительность и неточность внешней финансовой информации: чаще всего компании публикуют далеко не полные сведения, а изыскания через другие источники неизбежно связаны с риском получения приблизительных данных. При этом следует четко отделять понятия финансового шпионажа от внешней информации: целью подобных действий является именно внутренняя, скрытая от посторонних глаз и объективная информация.
Необходимо учитывать, что среди внешней финансовой информации принято разделять общую внешнюю информацию, которая помогает составить представление в целом о положении и перспективах некой компании и в том числе о ее финансовых позициях, и непосредственно финансовые показатели.
К общим внешним сведениям относятся:
- рыночная информация (тенденция спроса и ценовой политики по конкретному виду товаров, общие стратегические решения руководства предприятия, активность на фондовых биржах и так далее);
- сведения о налогообложении (величина уплаченных компанией за определенный период времен налогов);
- общие сведения о действиях и позициях непосредственных конкурентов предприятия.
Когда же говорят о непосредственно внешней финансовой информации, чаще всего имеют в виду:
- положение на рынке ценных бумаг;
- кредитная политика банков в отношении компании;
- уровень доходности реальных инвестиционных проектов;
- эффективность коммуникативных связей предприятия с контрагентами по финансовой деятельности;
- уровень стабильности коммерческих связей с покупателями продукции;
- возможность и эффективность использования предприятием альтернативных финансовых инструментов.
Александр Бабицкий