Соотношение между изменениями прибыли от продаж и изменениями выручки от продаж принято называть модным англоязычным словом «леверидж». В русскоязычной экономической литературе оно нередко заменяется более прозрачным понятием «операционный рычаг». Им обозначается прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж. А вот выражение «финансовый рычаг» употребляется уже в несколько ином значении. Им обозначают отношение заемного капитала к собственным средствам.
Увеличение объема продаж при определении операционного рычага обусловлено наличием постоянных затрат, которые не изменяются ни в процессе увеличения объема производства, ни в процессе реализации выпущенной продукции. Финансовым рычагом могут называть эффект от использования заёмных средств, которые при отсутствии собственного капитала в достаточном объеме привлекаются с целью увеличения размера операций и прибыли. Операционный рычаг применяется как инструмент управления, а финансовый - как средство расчета платежеспособности участников рынка. Понятие «финансовый рычаг» чаще используется для характеристики сделок на фондовом и валютном рынках, а «операционный рычаг» - в оценке эффективности деятельности предприятий.
Операционный рычаг: охота за прибылью
Такая задача, как увеличение прибыли предприятия, связана с непосредственным управлением всеми его активами и пассивами. Не случайно используемый для ее решения инструмент называется рычагом. Ведь что такое рычаг? Это приспособление для подъема грузов, а применительно к экономической реальности - некий фактор, изменения которого незамедлительно приводят к изменению всех результативных показателей. Изменяя структуру себестоимости и объемы выпуска готовой продукции, он дает возможность влиять на балансовую прибыль предприятия. Идеальной моделью производства принято считать безубыточную, и аналитики представляют ее себе как оптимальное соотношение между объемом производства и значениями цены реализации, а также постоянных и переменных затрат, связанных с производственным циклом.
Процентное отношение предела безопасности - разницы между оптимальными и критическими значениями этих параметров - к плановому выпуску продукции называется запасом финансовой прочности. С его помощью можно рассчитать объемы падения производства, если на рынке дадут о себе знать какие-либо критические ситуации.
Уровень операционного рычага находится в зависимости от отношения темпов прироста валовой прибыли к темпам прироста объема продаж. По нему можно определить степень чувствительности прибыли к изменению объема производства. Например, это может выглядеть так: если предприятие опирается на операционный рычаг достаточно высокого уровня, то даже незначительные усилия, направленные на наращивание объема производства, способны обернуться значительным ростом прибыли. А если объемы сбыта начнут падать, то операционный рычаг покажет риск убытков.
Финансовый рычаг: для чего нужны гарантии
В практике фондового и валютного рынков финансовый рычаг - это специально выведенный коэффициент, определяющий отношение цены сделки к объему средств, которыми располагает ее потенциальный участник. Им пользуются только в тех случаях, когда предполагается использование заемных средств - например, при маржинальной торговле. Участник сделки получает возможность заключить контракт при условии, что у него в наличии есть хотя бы половина общей суммы. На рынке валютного обмена к гарантийному обеспечению совершенно иной подход: там достаточно внести от двух до пятнадцати процентов стоимости контракта.
Также в маржинальной торговле используется и такое понятие, как плечо финансового рычага - коэффициент, выражающей отношение суммы залога к сумме предоставляемого кредита. Его также называют кредитным плечом, поскольку, по сути, это соотношение между собственным и заемным капиталом. Если кредитное плечо сильно увеличено, то повышается и возможность получить прибыль, и возможность остаться в проигрыше, так как в прямой прогрессии вырастает и степень риска сделки.
Постоянное использование финансового рычага характеризует участника рынка отнюдь не с лучшей стороны. Более того, если этим инструментом вдруг начинают пользоваться все подряд, то возникает серьезная предпосылка для развития финансового кризиса. Так что волшебные точки коммерческого успеха нужно знать, но постоянным воздействием на них злоупотреблять не рекомендуется.
Светлана Усанкова