Весь мир его знает под уменьшительным именем, практически под кличкой, оставшейся ещё со времён не так чтобы слишком успешной гоночной молодости. Однако те, кто отнесутся к этому невысокому джентльмену весьма почтенных лет снисходительно, совершат серьёзную ошибку. Для многих, кто в своё время недооценил Берни Экклстоуна, владельца популярнейшего зрелища под названием «Формула-1», эта ошибка оказалась наиболее серьёзной в их деловой биографии.
Можно быть не лучшим гонщиком…
Бернард Чарльз Экклстоун появился на свет 28 октября 1930 года в точке на карте Англии, которую найдёт только очень большой знаток британской географии - потому что большинство англичан вряд ли слышали о городке Банкей, что в графстве Саффолк, а уж про расположенную неподалёку от него деревушку Сент-Питер Саут Элмем и подавно. Впрочем, здесь семья Экклстоунов (отец будущего миллиардера трудился шкипером на рыболовецком траулере) жила лишь до 1938 года, когда перебралась в Бекслихит, графство Кент, неподалёку от промышленного района Большого Лондона.
Именно здесь Бернард, с детства прозванный «Берни», в 1946 году окончил школу, затем некоторое время работал на газовом заводе, а после поступил в Вулвичское политехническое училище. Как раз на эти годы и приходится начало увлечения молодого человека гонками, сначала выразившееся в любви к мотоциклам. Впрочем, сочетание любви к гонкам со стремлением получить от этой любви финансовую выгоду у Экклстоуна присутствовало с самого начала. Деловая жилка в нём проявилась рано (ещё в 11 лет он покупал у сверстников различные вещи, а потом перепродавал их с небольшой выгодой), поэтому вместе с приятелем Фредом Комптоном организовал магазин по продаже сначала запчастей для мотоциклов.
После получения в училище специальности инженера-химика Берни окончательно решил пойти по пути бизнеса, связанного с гонками. Это привело к конфликту с отцом и фактическим разрывом с семьёй, который не был преодолён до самой смерти родителей. В 19 лет Экклстоун начал карьеру автогонщика в «Формуле-3», и даже показывал на региональном уровне хорошие результаты. Но несколько серьёзных аварий и финансовые трудности у гоночной команды вынудили Берни в 1953 году закончить с гонками. В течение четырёх лет он успешно развивал свой бизнес, добавив к нему ещё и операции с недвижимостью, но в 1957 году любовь к гонкам всё-таки взяла своё – он решил стать менеджером талантливого британского гонщика «Формулы-1» Стюарта Льюиса-Эванса. Берни в 1958 году даже сам попытался вернуться в гонки, но дважды не прошёл квалификацию к «Гран-При» и понял, что как гонщик он не так хорош. А после трагической гибели Льюиса-Эванса Экклстоун вновь покинул гоночный мир.
…Но гениальным гоночным функционером
Не появлялся Берни в паддоках «Формулы-1» боле 10 лет - пока в 1972 году не решил приобрести за 100 тысяч фунтов стерлингов гоночную команду «Бребхэм». В целом в качестве владельца гоночной команды Экклстоун проявил себя неплохо, сумев сначала выдвинуть её в число крепких середняков, затем заполучить в свои ряды знаменитого чемпиона Никки Лауду, а затем, в 1981 и 1983 годах, с помощью бразильского гонщика нельсона Пике, дважды выиграть чемпионат пилотов. Однако к тому времени Берни уже вовсю претендовал на владение всей структурой «Формулы-1», так что в 1987 году он продал «Бребхэм».
В начале семидесятых как глава гоночной команды Экклстоун вошел в Ассоциацию конструкторов Гран-При, где познакомился с Максом Мосли, с которым в 1974 году создал Ассоциацию конструкторов Формулы-1 (FOCA), ставшую представительством гоночных команд. Именно FOCA в 1979 году сумела добиться перераспределения доходов от гонок и, что самое главное, получить все права на телетрансляции гонок. В 1987 году Экклстоун создал компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA), а в 1993 году занял пост вице-президента FIA. В 1995 году вместо FOPA была создана группа компаний Formula One Group, которой были переданы все коммерческие права «Формулы-1». Экклстоун при этом стал основным владельцем акций Formula One Group и генеральным директором компании. Благодаря этому Берни получил доступ к одним из самых прибыльных спортивных телетрансляций мира, что обеспечило его огромным состоянием. В марте 2001 года стоимость активов Берни Экклстоуна была оценена экспертами в 4,2 миллиардов долларов. Впрочем, разменявший девятый десяток Экклстоун заявляет, что зарабатывает уже не для себя, а для своих дочерей от второго брака – английских «светских львиц» Тамары и Петры Экклстоун, для которых Берни недавно приобрёл два дома на общую сумму 160 миллионов долларов в самыз престижных районах Лондона - Кенсингтоне и Челси.
Александр Бабицкий