В списке Forbes главному турецкому медиа-магнату занимать лидирующие позиции еще не приходилось. Зато в своей стране пребывающий то в третьей, то в четвертой сотне миллиардеров мира Мехмет Эмин Карамехмет в 2011 году стал богатейшим человеком. Его путь наверх периодически преграждают власти Турции и акционеры конкурирующих предприятий. Но self-made man продолжает двигаться к успеху, невзирая на препятствия. Продавая банки и раздавая долги, он делает ставку на телекоммуникационный бизнес, а затем обращает внимание на нефть.
Начало и неудачи
Мехмет Эмин Карамехмет родился 1 апреля 1944 года. Высшее образование он получал в Великобритании, в университете Довер графства Кент, и в Турции, в колледже Роберт. Миллиардер имеет две специальности – бакалавра искусств и бакалавра наук. Его личная жизнь сокрыта от посторонних, поэтому как о родителях, так и о семье самого Карамехмета известно мало. Первый бизнес – торговую компанию – он открыл в 22 года. Мехмет женат, имеет одного ребенка, живет в Стамбуле и редко дает интервью. В СМИ имя бизнесмена всплывает только во время очередного скандала или предстоящей крупной сделки.
Так, в феврале 2010 года он был оштрафован судом Турции на 312 миллионов долларов за несоразмерное расходование средств через кредиты в банке «Pamukbank», принадлежавшем, к слову, самому Мехмету. Суровость приговора была дополнительно закреплена 11 годами тюремного заключения. Сразу после суда бизнесмен не находился в тюрьме и имел право на апелляцию, никаких сведений о его реальном тюремном заключении год спустя также не появилось. Сложности заключаются в том, что еще в 2002 году банк был национализирован властями Турции, поэтому распоряжаться его ресурсами по своему усмотрению предприниматель по закону не мог. Свой второй банк «Yapi Kredi» Мехмету пришлось продать годом позже после национализации первого.
Медиа-магнАтизм
2003 год вообще был для миллиардера довольно трудным – он задолжал государству и вкладчикам около 3 миллиардов долларов и вылетел из рейтинга «Forbes», но спустя три года о Мехмете Эмине Карамехмете вновь заговорили как об одном из самых богатых людей Турции. Успех принесла компания мобильной связи «Turkcell». Она была основана Мехметом в 1994 году. Тогда в Турции запускалась первая серия сотовых сетей. В двухтысячных зона покрытия «Turkcell» превысила 90%. Сегодня это лидирующий оператор страны и единственная турецкая фирма, играющая на Нью-Йоркской бирже.
Весной 2011 произошел крупный скандал, связанный с желанием представителей телекоммуникационной компании «Альтимо» снять с поста председателя совета акционеров Колина Вильямса и провести реструктуризацию предприятия. «Альтимо» - часть российского подразделения «Alfa Group», держащая на тот момент около 13,2 % акций «Turkcell». Предприниматель как более влиятельное лицо в компании отклонил их претензии. Компанией «Turkcell», как и другими бизнес-проектами, Мехмет Эмин Карамехмет управляет через учрежденный им холдинг «Cukurova». В основном, предприятие владеет активами крупных турецких масс-медиа – таких, как «Show TV», «Akşam Gazetesi», «Superonline», «Güneş Gazetesi», «Alem FM» и «BMC». Но некоторые интересы имеет и в других сферах бизнеса.
Путь к нефтяной скважине
Его богатства в октябре 2010 года журнал «Forbes» оценил в 2,9 миллиардов долларов, разместив в середине четвертой сотни миллиардеров. Еще в 2009 Мехмет Эмин Карамехмет находился на 224 месте с показателем 2,8 миллиардов долларов. Казалось, после судебного скандала в 2010 году он вновь на некоторое время покинет список. Однако, в марте 2011 года состояние бизнесмена возросло до 4 миллиардов долларов. Карамехмет занял 268 место в листе Forbes Billionaires и стал самым богатым человеком Турции.
Основной доход Мехмету принес телекоммуникационный бизнес, но некоторые крупные «бонусы» пришли и со стороны «черного золота». В апреле 2009 года компания «Genel Energy», совладельцем которой является принадлежащий бизнесмену холдинг «Cukurova», начала экспортировать нефть из северного Ирака. К 2010 году ей было установлено около 40 скважин на территории выкачки. По планам Мехмета, уже тогда объем полученного на иракских территориях сырья должен был превысить объем производства нефти во всей Турции. В итоге компания действительно стала крупнейшим турецким экспортером «черного золота».
Ксения Жарчинская