Шведка по происхождению, Антония Джонсон родилась в Нью-Йорке, однако сегодня в списке богатейших людей мира, ежегодно публикуемом «Forbes», официально представляет родную Швецию и постоянно проживает с мужем и детьми в Стокгольме. Бизнес был унаследован ей от Акселя-Джонсона совместно с братом Бо и сестрой Вивекой. Семейное предприятие – группа компаний «Axel Johnson» представляет свои интересы на нескольких рынках. В их числе – промышленность, телекоммуникации, энергетика и недвижимость. Огромные обороты «Axel Johnson» по праву относят его к одному из наиболее мощных интернациональных холдингов. При этом Антония является хранительницей и продолжательницей семейных традиций.
Все начиналось с седла…
Основатель компании Аксель Джонсон был сыном простого ремесленника, изготовлявшего амуницию для верховой езды. В 1873 году, поработав некоторое время на торговца шелком, в возрасте двадцати девяти лет он открыл собственный бизнес. Среди его потомков были дипломаты и инженеры, а дед Антонии – тоже Аксель Джонсон, как и его сын – даже дослужился до поста Генерального консула. Но главным в роду Джонсонов, конечно, оставался бизнес. В своей статье об истории семейного дела Антония Джонсон характеризовала то первое поколение, которое представлял ее прадед, как поколение предпринимателей. Затем их сменили промышленники. Эру отца и его наследников она назвала эрой «интернационалистов», людей, которые вывели детище Акселя за пределы Швеции – на рынки более, чем пятидесяти стран.
Черты Джонсонов
По воспоминаниям Антонии, отец всегда говорил ей, что для того, чтобы считать сделку с Джонсонами заключенной, достаточно одного рукопожатия. Добропорядочность и высокие представления о социальной ответственности являются базовыми ценностями для членов этой семьи. Ведь именно они для них – залог безупречной репутации перед партнерами по бизнесу. К другим немаловажным принципам Антония Джонсон относит креативность, страсть к новым открытиям и развитию. Они позволили деловой жилке Джонсонов раскрыться в полную силу.
Антония Джонсон стала первой женщиной в руководстве компании. Может быть, именно поэтому она задумывается о том, какую роль в становлении семейного дела сыграли спутницы жизни её предшественников. А ведь они привнесли в воспитание Джонсонов интернациональный дух и традиции разных культур. Прабабушка Антонии – немка, бабушка англо-американского происхождения родилась в Шанхае, а мать – бразильянка. Вместе с разговорами о том, как ведется бизнес в каждой из этих стран, в сознание детей проникали бесценные знания по психологии потенциальных бизнес-партнеров и особенностям региональной деловой этики.
Леди Босс
Антония Джонсон приняла бразды правления компанией в 1982 году. Тогда ей было не многим более тридцати, что по скандинавским меркам можно считать достаточно незрелым возрастом. Тем не менее, Антонии удалось не только удержать компанию на плаву, но и значительно расширить активы «Аксель Джонсон». Компания «Axfood AB», в частности, стала крупнейшим продовольственным трейдером Скандинавии. При этом в руках у Антонии Джонсон находится около 45% акций. В совокупности ежегодные обороты компании в 2011 году составляли около 8 миллиардов долларов. Не случайно Антонию Джонсон, управляющую этой махиной, в списке «Forbes» однажды отнесли к числу самых сильных в плане деловой хватки женщин-бизнесменов.
Антония получила хорошее образование. Шестидесятые ознаменовались для нее учебой в колледже Рэдклиффа в Кембридже штата Массачусетс. Туда она попала из родного университета Стокгольма по обмену. В молодости Антония стала магистром экономики и психологии, а уже в зрелости получила степень доктора гуманитарных наук в США и доктора права в Канаде. Её главное вложение в семейный бизнес – приобретение в 1988 году компании «Saba group», обогатившей торговые мощности корпорации Джонсонов. А символичной ниточкой, связывающей историю семьи Антонии с ее увлечениями, оказался тот факт, что именно она стала председателем одного из комитетов Федерации конного спорта Швеции. А ведь все начиналось, как мы помним, с простого седла.
Ксения Жарчинская