Невозможно спорить о том, какие именно композиторы были бы успешнее в наши дни: те, кого принято считать классиками, или те, кто заработал и продолжает зарабатывать сотни миллионов долларов на продажах своих дисков. Но раз уж именно коммерческая составляющая является современным основным критерием оценки таланта, то нельзя не признать таланта британского композитора Эндрю Ллойда Вебера, одного из богатейших фигур в музыкальной индустрии.
С музыкой в крови
С тех пор, как профессии и ремёсла перестали быть строго наследственными, представление о том, что дети должны непременно идти по стопам родителей если и не кануло в небытие, то серьёзно пошатнулось. Теперь уже совсем не обязательно сыну сапожника самому становится сапожником или дочери бухгалтера тоже сводить дебет с кредитом. Вот только почему-то в двух областях дети чаще всего следуют профессиональному примеру своих родителей: тогда, когда речь идёт о наследовании крупного бизнеса и тогда, когда речь идёт о творческих призваниях. Нет ничего удивительного, что всего через три года после того, как 22 марта 1948 года в Лондоне появился на свет мальчик, названный впоследствии Эндрю Ллойд Уэббер, он уже ясно дал понять, что будет заниматься музыкой, музыкой и ещё раз музыкой. Ведь его отец, Уильям, был профессиональным органистом практически всю жизнь, а его брат Джулиан впоследствии стал виолончелистом. Так что наследственный музыкальный талант в семействе Ллойдов Уэбберов очевиден. Что Эндрю и принялся доказывать с трёх лет, именно в этом возрасте научившись музицировать на скрипке. Спустя ещё три года в мальчугане прорезались способности композитора, а в девять лет он уже представлял публике, пусть и узкому кругу, собственную сюиту из шести частей.
Вообще же всё детство Эндрю прошло, по собственным словам композитора, за двумя основными занятиями: поначалу он едва ли не постоянно слушал классическую музыку, которой в домашней фонотеке отца было предостаточно, а затем сам сочинял музыкальные спектакли и ставил их на домашней «сцене» с участием родственников. Не стал юноша изменять своим привычкам и при поступлении в колледж, здесь сочинение музыки приняло совсем уже постоянный характер. Тем более, что Ллойд Уэббер познакомился с молодым поэтом и либреттистом Тимом Райсом, с которым сложился плодотворный творческий тандем: Райс писал либретто, Ллойд Уэббер сочинял музыку, в итоге получались то ли оперы, то ли мюзиклы.
Человек, придавший мюзиклам лоск
Первый блин, правда, получился комом: дебютный мюзикл «Такие, как мы», представленный в 1965 году, получил более чем прохладные отзывы критики, а уж по зрительскому восприятию оказался и вовсе провальным. Однако молодой поэт и ещё более молодой композитор не отчаивались, продолжали работать – и в результате спустя три года на британские подмостки вышел мюзикл с длинным и странным названием «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов». В Англии мюзикл был очень успешен, при этом, напомним, композитору тогда было всего-навсего 19 лет от роду. Пресса запестрела весьма позитивными статьями, в которых многими критиками Ллойд Уэббер назывался одним из наиболее перспективных композиторов современности. Ещё три года спустя, в 1971 году, эти перспективы стали весьма осязаемыми – как гром среди ясного неба мировой музыкальной индустрии грянул триумфальный мюзикл Ллойда Уэббера и Райса «Иисус Христос - суперзвезда». Это произведение не только моментально разлетелось на «цитаты» (то есть составляющие его композиции стали вполне самостоятельными хитами), не только покорило большинство важнейших мировых сцен и получило киновоплощение, но и, без сомнения, стало одним из тех, которые оказали наибольшее влияние на музыкальную культуру прошлого столетия.
Теперь-то казалось, что перед Ллойдом Уэббером точно открыты все сцены и ему обеспечены пожизненные аншлаги и триумфы. Но следующий совместный проект Ллойда Уэббера и Райса, мюзикл «Дживс», ждал настоящий провал в 1975 году. Впрочем, в основном так случилось из-за того, что над этим проектом композитор работал спустя рукава, больше занимаясь следующим своим мюзиклом «Эвита». К тому же отношения с Райсом стали напряжёнными, тандем то распадался, то вновь воссоединялся. В итоге «Эвита» вышла в 1976 году, мюзикл ждал огромный успех, но с тех пор композитор и либреттист более не работали вместе. Ллойд Уэббер продолжал создавать и ставить мюзиклы как в Британии, так и в США, и все они пользовались успехом в той или иной степени. Ещё два мюзикла, «Кошки» (1981) и «Призрак оперы» (1986), стали не менее блистательным эталоном жанра и поставщиком хитовых запоминающихся композиций, нежели «Иисус Христос - суперзвезда». С девяностых годов ажиотаж вокруг новых проектов композитора спал, однако во многом это стало следствием общего падения популярности такого жанра, как мюзикл.
До недавнего времени Эндрю Ллойд Уэббер считался одним из счастливейших людей Англии. Ещё бы: он признанный всеми талант современной музыки, классик жанра, в 1997 году королевой ему был дарован рыцарский титул, а в 1999 году – титул барона, его общее состояние оценивалось в 700 миллионов фунтов стерлингов (то есть более миллиарда долларов), он владел шестью театрами лондонского Вест-Энда… Но в 2009 году у композитора обнаружили тяжёлую болезнь, которая вынудила его продать четыре лондонских театра, чтобы рассчитаться с текущими долгами своей продюсерской компании. Вкупе с тем, что подробной информации о ходе лечение нет, в прессе стали появляться предположения, что расчеты по долгам означают стремление Эндрю Ллойда Уэббера избавить от сложностей своих наследников…
Александр Бабицкий