История Оранской династии насчитывает более 1200 лет. По легенде основателем дома был Вильгельм Коротконосый, получивший в 793 году за службу от Карла Великого французское княжество Оранж (часть современного департамента Воклюз). Оранская династия владела им до тридцатых годов XVI века. Затем из-за отсутствия наследника нидерландские владения последнего Оранского принца Филиберта, полученные им за участие в итальянских войнах, были переданы сыну его сестры и Нассауского графа Генриха Бреды. Так Оранская династия стала Оранско-Нассауской.
Из финансовой истории Оранской династии
Последним прямым наследником Оранско-Нассауского дома по мужской линии считают короля Вильгельма III. Но после известной «борьбы за Оранское наследство» право потомков на титул было восстановлено. Поэтому со времен короля Вильгельма VI (I) все представители правящего дома в Нидерландах носят именно его. Оранскую династию к середине XIX века вряд ли можно было считать богатой. В 1849 году после смерти короля Вильяма II его жена – российская великая княжна Анна Павловна – даже была вынуждена платить по долгам мужа из собственных средств.
К 1890 году Вильяму III удалось немного преумножить состояние. Дочь монарха – будущая королева Вильгельмина – получила в наследство имущество общей стоимостью 5,5 миллионов гульденов. После продажи части собственности в Люксембурге она увеличила состояние до 9 миллионов, расширив резиденции правящего дома. Но началась Первая мировая, и накопления семьи, по большей части инвестированные в облигации, вновь стали истощаться. Так продолжалось вплоть до 1925 года, когда материальное положение Оранской династии стабилизировалось благодаря вложениям в акции «Американских железных дорог» и некоторых голландских и восточно-индийских компаний.
Оранские королевы на службе спасения династических сбережений
В 1941 финансовые активы Оранской династии общей суммой в 12 миллионов гульденов были ликвидированы оккупационными войсками Германии. Нашедшая укрытие в Англии королева успела вывезти с собой около 3 миллионов в ценных бумагах. Уже в первый год войны её накопления (с учетом средств, оставшихся в руках оккупационных войск) выросли до 16 миллионов гульденов. Это и явилось предтечей распространения в послевоенное время слухов о несметных богатствах правящей семьи. Однако, как показало исследование специально созданного в Нидерландах комитета по изучению финансового управления Королевского дома, слухи эти оказались не более, чем мифом. Для покрытия расходов на выполнение обязанностей главы государства новая королева – Юлиана – даже была вынуждена тратить деньги, доставшиеся ей по наследству от матери.
Расходы на содержание королевской семьи
С 1972 года государственное обеспечение семьи монарха определяется актами, регламентирующими содержание королевского дома. В совокупности они делятся на две группы – официальную, связанную с несением служебных обязанностей и формирующуюся из бюджета соответствующих министерств, и неофициальную, подведомственную финансовому управлению Королевского дома. По состоянию на 2010 год официальная часть обошлась Голландии в 27 миллионов бюджетных евро, неофициальная – в 5,7 миллионов. Персональные финансовые выплаты, производившиеся на счета королевы Беатрикс, принца Вильяма-Александра и Принцессы Максимы, составили чуть более 7 миллионов евро. По положению финансовых актов Королевского дома все члены правящей семьи платят подоходный налог на основании пункта второго конституции Голландии о гражданстве.
Богатства во владении и … распоряжении
Официальные резиденции современных представителей Оранской династии – дворцы Хьюс-Тен-Босх и Нордейнде в Гааге и Королевский дворец в Амстердаме – являются государственной собственностью. А многие артефакты движимого имущества правящего дома (в особенности такие, как представляющие общекультурную ценность предметы искусства и королевские регалии) находятся в распоряжении специально созданного для юридического регулирования прав собственности короны органа «Crown Property Trust». Но члены королевской семьи по-прежнему владеют фамильными ценностями и финансовыми активами крупных корпораций, в частности интернациональной нефтяной компании «Shell». Поэтому назвать их «бедными королями» можно вряд ли. На аукционе «Сотбис» наследницы королевы Юлианы однажды выставили на продажу несколько сотен лотов, в том числе из собственной коллекции, пообещав пожертвовать все вырученные средства на благотворительность. По данным СМИ, стоимость одного только китайского сервиза XVIII века перевалила за отметку в 200 тысяч евро. А совокупное состояние королевы Голландии Беатрикс журнал Forbes в 2009 году оценил в 300 миллионов евро.
Ксения Жарчинская