Лакшми Миттал – индийский повелитель стали

Лакшми Миттал – индийский повелитель стали У «простых смертных» (то есть у нас с вами, не владеющих собственными островами, многомиллионными банковскими счетами и ювелирными украшениями весом по несколько килограммов) при ознакомлении со списком богатейших предпринимателей планеты постоянно возникает вопрос: что же в этих людях есть такого, что позволило им добиться столь ошеломляющего материального благополучия? Конечно, в каждом конкретном случае ответ свой: кому-то повезло с богатыми родственниками, кто-то вовремя нашёл у себя на приусадебном участке нефтяное месторождение, кто-то смог удачно воспользоваться ситуацией.

В случае с Лакшми Митталом, индийским миллиардером, чьё состояние по состоянию на конец 2008 года оценивалось в 45 миллиардов долларов (4-я строчка в «миллиардерском» хит-параде) можно выделить сразу три благоприятных фактора. Во-первых, стартовая площадка в виде стального бизнеса отца; во-вторых, собственный ум, чутьё и умение находить новые ответы на старые вопросы; в-третьих, огромная амбициозность и стремление быть лучшим.

Но обо всём по порядку. Лакшми Миттал появился на свет 15 июня 1950 года в семье Мохана Лаля Миттала в порту Карачи, неподалёку от границы с Пакистаном, и происходит из рода марвари, который за свою предприимчивость и умение зарабатывать даже получил прозвище «индийские евреи». Официальная биография миллиардера преподносит нам классическую историю воплощения «американской мечты» (родился в нищете и с нуля добрался до огромного состояния), однако она нуждается в определённой корректировке. Да, семья Митталов жила небогато, однако Мохан Лаль ещё в Карачи занялся собственным делом, заключавшемся в сборе металлолома. Перебравшись в 1956 году в один из индийских мегаполисов, Калькутту, старший Миттал практически за бесценок приобрёл миниплавильню, прежде принадлежавшую британским колонизаторам, и начал развивать производство. Дела «Ispat Industries» (так называлась фирма Митталов) пошли хорошо, что позволило им сначала открыть ещё несколько небольших заводов в Окрестностях Калькутты, а затем построить крупный завод по производству железных проволочных изделий в Индонезии.

Директором этого завода в 1975 году и стал Лакшми Миттал, который к тому времени уже несколько лет активно участвовал в семейном бизнесе и помогал отцу, одновременно учась в одном из престижных калькуттских колледжей. И именно с этого предприятия началось стремительное восхождение Миттала к вершинам финансового Олимпа, именно это производство стало базой для сегодняшней стальной корпорации. Лакшми Миттал впервые в большом масштабе стал использовать в качестве исходного продукта так называемое восстановленное железо, которое было в разы дешевле обыкновенного. Миттал-младший сориентировался в сложившейся ситуации и заключил контракт на поставку больших партий сначала из Тринидада, а затем из других стран мира.

Дальше - больше. Уже в 1982 году Лакшми Миттал открывает в Индонезии плавильный комбинат. Затем он покупает тринидадские фирмы, поставляющие ему сырьё, после этого такая же судьба постигает аналогичные предприятия в Мексике, Германии, Канаде, Ирландии, Казахстане и т.д. Везде он действовал по одной схеме: приобретал либо обанкротившиеся либо малорентабельные предприятия и за счёт умелого менеджмента, изменения технологических процессов и существенных инвестиций в модернизацию превращал их в приносящие стабильный и солидный доход. В результате к концу 1990-х годов Митталу принадлежала целая стальная империя, которую он в 1997-ом преобразовал в LNM Holding, окончательно слившийся с компанией Ispat в 2003-ем. Тогда же он приобрёл несколько разорившихся американских сталелитейных заводов и окончательно укрепился на американском рынке.

Секретов бизнес-успеха Лакшми Миттала много, и помимо уже перечисленных к ним относится, безусловно, фантастическое умение «договариваться» с властями тех стран, в которых у LNM находятся производственные мощности. Сам Миттал откровенно признаёт то, в чём пока не сознаются его конкуренты - что крупный бизнес уделяет большое внимание административному ресурсу для получения режима максимального благоприятствования. Кроме этого, компания Лакшми Миттала носит действительно космополитичный характер (ведь её предприятия расположены в десятке стран), при этом ключевые руководящие позиции занимают исключительно индийцы. Более того, LNM по-прежнему является семейным бизнесом: его жена является одним из руководителей компании, а 28-летний сын, Адитья Миттал, уже трудится финансовым директором концерна и является, по отзывам специалистам, талантливейшим менеджером.

Так что нет ничего удивительного в том, что Лакшми Миттал имеет все основания рассчитывать на то, что его выдающиеся амбиции будут воплощены в жизнь: недавно на вопрос о том, до каких пор его семья будет расширять свой бизнес (Митталы уже выходят на перспективнейший китайский рынок), он ответил - «я не думаю, что мы когда-нибудь сможем сказать себе: достаточно».

Александр Бабицкий