Мир, в котором крутятся очень большие деньги, всегда скрыт в полумраке, не позволяющем рассмотреть всех деталей. Что поделаешь - чем богаче становятся люди, тем меньше они хотят, чтобы подробности были известны широкой общественности. Для нашей страны эта особенность деятельности крупного бизнеса особенно характерна. Во-первых, у молодого российского капитализма до сих пор обнаруживаются сомнительные полукриминальные корни. Во-вторых, особенности национальной психологии таковы, что быть богатым почти наверняка означает быть не любимым народом.
Поэтому чем тщательнее той или иной «акуле капитализма» в России удалось скрыть детали своего жизненного пути, тем более безоблачными кажутся его будни.
С этой точки зрения участь Владимира Некрасова, основателя и владельца специализирующейся на косметике и парфюмерии торговой сети «Арбат Престиж», до недавних пор казалась едва ли не идеальной. Ведь кроме того, что он родился в 1961 году в городе Снежное Донецкой области (Украина), а спустя 22 года окончил Донецкий медицинский институт, о нём неизвестно ничего, что так или иначе не касалось его профессиональной деятельности. А профессиональная деятельность Некрасова по большому счёту ограничивается работой его компании «Арбат Престиж», основанной во времена бурного расцвета коммерческой деятельности в нашей стране, в 1989 году. С самого начала фирма занималась розничной торговлей, в том числе и парфюмерной и косметической продукцией. При этом формально «Арбат Престиж» изначально являлся открытым акционерным обществом, то есть при желании его совладельцами могли стать любые заинтересованные в этом рыночном сегменте инвесторы. Однако Владимира Некрасова долгое время потенциальные партнёры не интересовали и он официально был владельцем всего 100%-ного пакета акций компании. Впрочем, некоторые эксперты высказывали мнение, что в действительности собственно Некрасову до 2004 года принадлежала лишь часть компании, остальными акциями он распоряжался по доверенности неких акционеров, которые не стремились афишировать своё участие в данном бизнес-проекте.
Как бы то ни было, но за почти два десятилетия компания «Арбат-Престиж» прошла путь от одной из бесчисленных розничных фирм перестроечной эпохи до крупнейшей парфюмерно-косметической торговой сети в стране. Причём довольно таинственно выглядит динамика развития ОАО «Арбат Престиж». Первые 10 лет своего существования компания не слишком выделялась на рынке парфюмерии и косметики. Возможно, это было связано с тем, что на протяжении этого периода Владимир Некрасов не выделял данное направление в качестве единственной сферы деятельности своей фирмы: помимо косметики и парфюмерии «Арбат Престиж» периодически осуществлял операции и с другими категориями товаров. А вот с 1999 года начинается история именно той сети «Арбат Престиж», которая приобрела сначала все-московскую, а затем всероссийскую известность. В это время открывается первый магазин фирмы, ориентированный исключительно на розничную торговлю парфюмерными и косметическими товарами преимущественно среднего и низкого ценового уровней. За последующие 5 лет компания развивалась настолько динамично и успешно, что, когда в 2004 году Владимир Некрасов всё-таки решился продать часть своих акций инвестиционной компании «Тройка Диалог» (речь шла о 40%-ном пакете акций), то только принадлежащая сети московская недвижимость в виде 14 магазинов была оценена в 200 миллионов долларов, а вся стоимость фирмы составила 400 миллионов. Дальнейшее плавание корабля «Арбат Престиж» по неспокойному финансово-экономическому морю российского рынка было не менее впечатляющим. К середине 2007 года капитализация компании достигла отметки в 1 миллиард долларов, она застолбила за собой право называться крупнейшей парфюмерно-косметической торговой сетью страны, а в её состав входило уж почти сотня магазинов (94, если быть до конца точным).
Правда, уже тогда поползли слухи о том, что в финансово-правовом отношении деятельность «Арбат Престиж» носит, по меньшей мере, любопытный характер. Продав в 2004 году 40 % акций компании за 100 миллионов долларов, в феврале 2007 года Некрасов выкупил их обратно уже за 400 миллионов. Казалось бы, что тут странного - акции расширившейся компании подорожали в 4 раза. Но по оценкам специалистов, реальные деньги в обеих операциях задействованы не были, а действия по «покупке-продаже» акций были затеяны для того, чтобы настоящие акционеры, прикрывающиеся Некрасовым, смогли выручить из этого свои дивиденды.
В скором времени вопросы к Владимиру Некрасову появились и у российских правоохранительных органов. 24 января 2008 года Некрасов вместе с пользующимся печальной известностью из-за своих финансовых махинаций предпринимателем Сергеем Шнайдером (он же Семён Могилевич) был задержан в Москве сотрудникам СОБРа. Вскоре Некрасову были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов. Обвинения эти Владимир Ильич совместно со своими адвокатами категорически отверг. Само следствие, длившееся в течение года, приобрело полускандальный характер. Адвокаты Некрасова неоднократно заявляли о том, что арест их подзащитного является ничем иным, как переделом рынка с помощью государственных структур. В этой связи говорилось о том, что некие влиятельные лица предлагали Некрасову «продать» «Арбат Престиж» за 3 миллиона долларов и снятие всех обвинений. Однако назвать имена этих «влиятельных лиц» представители Некрасова отказались. Тем временем в начале текущего года следствие по делу Некрасова было закончено и передано в суд, который в мае отклонил прошение об освобождение обвиняемого под залог, однако спустя месяц вернул дело в прокуратуру. Ввыяснилось - дело составлено с нарушениями Уголовно-процессуального кодекса.
Таким образом, судьба Владимира Некрасова пока остаётся неясной. Ясно другое - российскому бизнесу ещё далеко до прозрачности и наверняка в скором будущем выяснится ещё немало интересных деталей о крупных отечественных компаниях.
Александр Бабицкий