Григорий Лернер: разрушитель банков

Григорий Лернер: разрушитель банков Григория Лернера иногда называют российским Аль-Капоне - не только за мошенническую деятельность, но и за привычку решать многие вопросы методами «дикого капитализма» 90-х годов прошлого столетия (в качестве инструментов для ликвидации проблем используются взрывчатые вещества, винтовки с оптическим прицелом, гранаты и т.д.). В Израиле специально для него была выстроена камера и созданы уникальные условия - такого сервиса израильская пениценциарная система не предлагала еще никому. По словам самого Лернера, он «сидел в специальной камере. Чтобы добраться до нее охранникам приходилось открывать 6 бронированных дверей. Камера была, естественно, одиночка. Восемь видеокамер, два встроенных микрофона. Записывались все мои движения и все звуки».

Какими же подвигами заслужил Григорий Лернер такое эксклюзивное отношение системы наказания?

Карьера Григория Лернера началась еще во время учебы на журфаке МГУ - он принимал весьма активное участие в работе студенческих стройотрядов, причем - в качестве снабженца. Когда в начале 80-х годов прошлого столетия многие стройотряды «переквалифицировались» в бригады шабашников, Григорий Лернер, уже обладатель диплома и сотрудник издательства «Колос» (ведомственный орган Минсельхоза), имел готовую «клиентуру» - он продолжал работу снабженца уже не для стройотрядов, а для шабашников. Правда, продолжалось это недолго - в 1983 году Лернер разделил судьбу шабашников и получил 11 лет лагерей за особо крупные хищения. Но в результате двух судов срок был сокращен до 5-ти лет, а вышел он через два года - за примерное поведение, причем второй год наказание он отбывал уже на «химии» в качестве бригадира.

Это - самый безобидный этап в карьере Григория Лернера. Дальше началось настоящее голливудское кино - с драками, погонями, поддельными документами и прочей экзотикой, в которую столь сложно поверить на экране.

По окончании отсидки Лернер стал снабженцем «Азербайджанской кухни» - одного из первых московских кооперативов. Он получил кредит во Фрунзенском отделении Государственного банка - 50 тыс. рублей, весьма неплохо по тем временам. Затем занялся издательской деятельностью - репринтные книги дореволюционных историков, запрещенные во времена развитого социализма, пользовались хорошим спросом. Это позволило организовать «Партнер-банк» - первый, кстати, кооперативный банк Москвы. Фирма Лернера была первой из частных коммерческих структур, которые получили право на внешэконом деятельность (1989 год).

Несколько притормозило Лернера разбирательство по поводу невозврата кредита (35 млн. руб) в 1990 году. Правда, под арест он попал не сразу, сначала некоторое время побегал: имея в кармане $2 млн. Лернер рванул в Австрию, затем получил израильское гражданство и уехал в Тель-Авив. В 1992 году он был арестован в Швейцарии, препровожден в Россию и немедленно определен на нары в «Матросской тишине». Через несколько месяцев вышел под залог - $15 тыс., смешная сумма. Немедленно сбежал в Израиль. А в 1994 году случилось чудо - Лернер попал под амнистию вместе с участниками октябрьского путча 1993 года.

Около 1990 года Лернер познакомился с Сергеем Тимофеевым (лидер ореховцев, был известен под кличкой Сильвестр, титуловали его «королем беспредела»). Говорят, что результатом возникших дружеских уз стал ряд покушений (некоторые успешные) на банкиров. Дело в том, что Лернер был любителем кредитов в коммерческих банках. Любил он их так нежно и преданно, что просто не мог возвращать деньги. Кредит, полученный в банке, переправлялся в Швейцарию и в Израиль, оседал на счетах фирм Лернера («Стевен старс ЛТД» и «СИТ АГ»), ну а банки оказывались при пиковом интересе. Считается, что в 1993-1994 годах таким образом было взято «безвозвратных» кредитов у 20 банков.

Банкиры, конечно, пытались протестовать и требовали возврата кредитов. Но итоги протестов были истинно в стиле Дикого Запада: машина председателя правления Межрегионбанка Альберта Шалашова была обстреляна неизвестными, на финансиста Олега Харламповича было совершено покушение (при этом погиб телохранитель банкира - Алексей Сапрыкин), погиб от пули неизвестного председатель правления Мосстройбанка Михаил Журавлев… Список можно продолжать. Говорят, что известный взрыв у здания ЛогоВАЗа, во время которого погиб водитель Бориса Березовского и пострадал сам банкир, тоже является результатом попыток вернуть «временно» взятые деньги. Вот только Березовскому повезло, да и деньги ему вернули. Остальным повезло куда как меньше.

Вообще карьерный список Лернера выглядит впечатляюще: можно сказать, что ни одного громкого криминального дела в России 90-х годов прошлого века не было без его участия. Хоть минимально, но наследил. Даже в убийстве Листьева находят следы Григория Лернера - говорят, что все дело было в том, что «не поделили» прокрутку рекламы в проекте.

Интересно, что плотно сел Лернер отнюдь не в России, где за ним тянулись такие пышные «хвосты», а в Израиле. Правда, там он тоже не был белым и пушистым - мошенническая деятельность разворачивалась с истинно российским размахом (об этом размахе можно судить хотя бы по тому факту, что обыск после ареста Лернера пришлось проводить аж на 9-ти его виллах – и это при том, что Лернер убеждал, что никак не мог прорваться в «большой бизнес»). Но, правда, без особой стрельбы. Просто «отъем денег» по методу Остапа Бендера: перед «инвесторами» разворачивались радужные перспективы, доверчивые люди сами вручали деньги мошеннику, и – поминай, как звали.

Арестовали Лернера в 1997 году прямо в аэропорту Бен-Гурион (говорят, что он уже собирался перемещаться в США – в Израиле слишком плотно сидели на хвосте спецслужбы, и земля горела под ногами). В числе прочих обвинений Лернеру инкриминировали покушения и подкуп израильских политиков.

В результате сделки с правосудием (в обмен на признание ряда пунктов обвинения) Лернер получил 6 лет тюремного заключения и штраф около $1,4 млн. (5 млн. шекелей).

В 2004 году у правосудия вновь возникли проблемы с Григорием Лернером. Он был обвинен в мошенничестве на сумму около 1 млн. шекелей (около $210 тыс. – даже как-то мелковато для Лернера) и подделке финансовых документов. Вновь была заключена сделка с правосудием – в обмен на признание вины и выплаты компенсации пострадавшим.

Правосудию сделка не пошла впрок, так как в 2006 году Лернер получил новый срок – на этот раз Лернер представлялся владельцем компании «Роснефтегазинвест» и других компаний этого сектора, а «сбор денег» осуществлялся в качестве предоплаты за нефтепродукты. В этот раз в «бизнес» Лернера было вложено около $1 млн.

Лернер покинул Израиль по фальшивому паспорту и направился в Парагвай. И вот тут-то ему не повезло. Он был арестован в Парагвае, а так как при нем обнаружили весьма и весьма солидную сумму наличных денег, то заподозрили, что речь идет о наркомафии. Но оказалось, что наркотики не при чем, зато арестованный усиленно разыскивается полицией Израиля. В чьи теплые руки его и передали…

Знакомясь с биографией Лернера, невольно задумываешься – если каждая его мошенническая операция заканчивается непременной отсидкой, то для чего вообще все это затевать? Хотя, может быть, Лернер просто не может отказаться от хотя бы краткосрочного удовольствия от владения собственной виллой, яхтой, Мерседесом с водителем… Кто знает…

София ВАРГАН