Странная всё-таки работа у торговцев оружием. И это так, даже если не учитывать моральный аспект продажи одним людям средств для лишения жизни других людей. Сложности подстерегают даже в самой схеме ведения бизнеса. С одной стороны, законы рынка никто не отменял, а один из них гласит, что реклама двигатель торговли - чем большее количество людей знает о бизнесмене и об услугах, им оказываемых, тем выше вероятность получения большей прибыли. С другой стороны, действительно доходная торговля оружием в современных условиях почти всегда сопряжена с полулегальными, а то и вовсе незаконными операциями, которые чреваты осложнениями с юридическими системами отдельных стран или с международным правосудием.
Дилемма, одним словом: когда торговец оружием становится знаменитым, это не только делает рекламу его бизнесу, но и ставит этот бизнес под угрозу.
В такую сложную ситуацию и попал россиянин Виктор Бут. Родился Бут 13 января 1967 года в городе Душанбе. После получения среднего образования поступил в Московский военный институт иностранных языков, который окончил в 1989 году с дипломом военного переводчика. В течение последующих трёх лет Виктор работал по специальности в составе авиационного полка, расквартированного под Витебском. Нужно отметить важное обстоятельство – в 1991 году Бут входил в состав советского подразделения миротворческого контингента ООН в Анголе. Видимо, именно тогда он обратил внимание на обстановку на африканском континенте с точки зрения перспективности ведения здесь бизнеса. Естественно, что в условиях хронической нестабильности в Африке, где в 1980-е -1990-е годы практически не прекращались различные военные конфликты и гражданские войны, наиболее выгодным бизнесом являлась торговля оружием. Для военного человека, владевшего несколькими языками (английским, французским, португальским, зулусским, фарси, кхоса), каким являлся Бут, открывались большие возможности в этом направлении.
В 1992 году Виктор Бут уволился из рядов Вооружённых сил и покинул страну, переехав в бельгийский город Остенде. Правда, дела он предпочёл вести в Африке: совместно со старшим братом Сергеем Виктор начал скупать фактически за бесценок скопившиеся в различных африканских государствах подержанную, но находящуюся в хорошем рабочем состоянии авиационную технику. Дело в том, что на протяжении предыдущих двадцати лет Советский Союз для поддержки дружественных политических режимов на «чёрном континенте» поставлял им различную технику, в том числе и авиационную. После прекращения существования СССР Африку покинуло подавляющее большинство российских лётчиков. Так как местных лётчиков попросту не было, самолёты оставались фактически бесполезным металлоломом. Поэтому для их африканских владельцев предложение Бута о покупке авиатехники было заманчивой возможностью выручить за «железяки» хоть что-нибудь. В результате Виктор Бут в течение нескольких лет сформировали один из крупнейших частных авиафлотов - по разным оценкам, число принадлежащих ему самолётов колебалось от 50 до 60.
Обладая такими беспрецедентными транспортными возможностями, а также не забыв свои давние связи в вооружённых силах, Бут получил возможность стать крупным торговцем на оружейном рынке Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии. И он такой возможностью воспользовался - большинство оружия, поставляемого Бутом покупателям, поступало с военных складов бывших советских республик. В первые годы независимости новообразованных государств в них царила почти анархия и за военными запасами никто толком не следил, а офицерам и генералам нужно было на что-то жить. В результате, если верить данным разведывательных служб США и специальных комиссий ООН, Виктор Бут с начала 90-х вплоть до недавнего времени поставлял оружие в Анголу, Конго, Либерию, Сьерра-Леоне, а также в Афганистан и на Филиппины. При этом у его бизнеса было легальное прикрытие: наличие огромного числа транспортных самолётов он оправдывал различными операциями. Так, в начале 90-х он наладил поставки свежих цветов из Южной Африки в страны Персидского залива: по некоторым данным, свежие гладиолусы, приобретаемые по 4 доллара за штуку, арабским шейхам Бут продавал за 100 долларов. С 1997 года у легального бизнеса Бута появилось новое направление: он транспортировал замороженное мясо из ЮАР в Нигерию.
Но всё тайное становится явным. Сначала, в самом конце прошлого века, Буту пришлось покинуть Бельгию, так как местные власти начали расследование его финансовой деятельности, и обосноваться в Объединённых Арабских Эмиратах. Затем, в 2002 году, в докладе ООН по проблеме незаконного оборота оружия он был назван в качестве одного из главных виновников эскалации напряжённости в различных «горячих точках» сира. В 2005 году США заморозили все финансовые активы Бута на своей территории в связи с его деятельностью. Кстати, тогда же голливудские киностудии сняли фильм «Оружейный барон», рассказывающей о торговце оружием, выходце из СССР. При написании сценария были использованы многие факты биографии Виктора Бута, а главную роль сыграл Николас Кейдж.
Наконец, 6 марта 2008 года Виктор Бут был арестован в Бангкоке тайскими властями по запросу США и Интерпола. Утверждалось, что Бут был задержан почти с поличным: секретные агенты под видом представителей одной из радикальных колумбийских группировок якобы вели с Бутом переговоры о приобретении ракет класса «земля-воздух». Тайские власти отказались судить Бута на своей территории и по своим законам, так как в Таиланде он не совершил никаких противоправных действий. В мае 2008 года США обратились к Таиланду с запросом об экстрадиции Бута и передаче его в юрисдикцию американского правосудия. Однако в результате использования некоторых оплошностей в оформлении дела и дипломатическом вмешательстве России по юридической защите своего гражданина решение вопроса об экстрадиции было отложено. Наконец, в августе 2009 года уголовный суд Бангкока отклонил американский запрос о выдаче Бута: США не предоставили «железных» доказательств того, что деятельность россиянина была незаконной. Однако выйти на свободу Виктору Буту не удалось: против этого выступила уже Колумбия, заявившая, что колумбийская организация, фигурировавшая в деле, имеет статус террористической, а не политической группировки. Адвокаты Бута подали протест, заявляя о том, что власти Колумбии не имеют права вмешиваться в судебные решения третьих стран. Между тем Виктор Бут остаётся за решёткой.
Александр Бабицкий