Есть в нашей жизни вещи, которые подразумеваются сами собой. Например, все знают, что нужно хорошо учиться в школе для того, чтобы в будущем поступить в престижный ВУЗ, обучение в котором позволит в дальнейшем получит высокооплачиваемую работу или начать собственный бизнес. И это, в самом деле, так. Это одно из жизненных правил. Но в отношении любого правила есть исключения, которые его подтверждают. Вот и в случае со школьным образованием имеются такие примеры. О том, что у Виктора Степановича Черномырдина в школе были сложности с русским языком, мы уже в курсе, а вот о том, что один из крупнейших российских предпринимателей миллиардер Герман Хан в школе учился не то что посредственно, а плохо, знают не все.
Герман Борисович Хан родился 24 октября 1961 года в Киеве. Несмотря на то, что его отец был известным учёным, признанным специалистом в области металлургии, Хан-младший до поры до времени ко всяческим наукам интереса не испытывал. Гораздо больше его занимал бокс, которым в детстве и юности будущий участник сотни самых богатых людей мира занимался профессионально и любовь к которому, сохранил на всю жизнь. Полученных в школе знаний Хану хватило лишь на то чтобы пойти работать учеником слесаря на Киевский опытно-экспериментальный завод. Несмотря на то, что рабочая профессия давалась юноше легко (он довольно быстро стал слесарем второго разряда), спустя год Герман Борисович понял, что добиться многого таким образом вряд ли удастся. Теперь он взглянул на образование под другим углом. Он поступил в индустриально-педагогический техникум, который с отличием окончил в 1982 году. Затем он решил последовать семейной традиции и попробовать себя в металлургии – для этого он поступил на факультет чёрных металлов Московского института стали и сплавов.
Именно здесь он познакомился с людьми, которые в будущем сыграют важную роль в его жизни – с Алексеем Кузьмичёвым и Михаилом Фурманом. Впрочем, непосредственно в студенческие годы будущие совладельцы «Альфа-Групп» были не более чем знакомыми, тем более что учились они на разных курсах. Да и после окончания ВУЗа их дороги разошлись: Хан в 1988 году стал активным швейный кооператив «Космос», выпускавший обувь, бижутерию и прочие швейные изделия. А уже в 1989-ом он вместе с Александром Фурманом создали свой швейный кооператив «Александрина», в котором непосредственным производством занимался Фурман, а на Хане были вопросы снабжения и сбыта. Впрочем, довольно быстро этот кооператив перестал существовать, и перед Ханом встала задача найти для себя новое дело.
И как раз в этот момент (весна 1989 года) Герман Хан встретился с Александром Фридманом, который и пригласил его в свое совместное предприятие «Альфа-Эко», занимавшееся в то время торговыми операциями. Вплоть до 1992 года «Альфа-Эко» продолжало заниматься торговлей (в основном ковровыми изделиями), Хан сделал там неплохую карьеру, став начальником отдела экспорта. А вот с 1992 года компания перенесла свой акцент на нефтяной бизнес, и именно Герман Хан стал ответственным за данное направление, которое, как вскоре оказалось, стало для него и его партнёров поистине золотым. И дальше всё развивалось по общему для предприимчивых и удачливых российских предпринимателей начала 90-х, которые догадались связать своё будущее с переработкой и продажей нефти. Уже в 1996 году Герман Хан стал президентом «Альфа-Эко» и персонально отвечал за все операции компании с нефтепродуктами на российской территории (экспортную программу курировал Алексей Кузьмичёв). А уже в начале 1998 года Герман Хан занимает посты заместителя председателя правления и первого вице-президента «Тюменской нефтяной компании», одного из основных игроков на отечественном топливном рынке. По мере расширения масштабов деятельности «Альфа-Групп» Хан получил новые зоны ответственности: он исполнительный директор ТНК-BP, член совета директоров Альфа-банка и компании «Славнефть». И во многом именно с личными особенностями (не забудем о боксе) и стиле ведения бизнеса Германа Хана многие специалисты связывают агрессивную деловую стратегию ТНК, благодаря которой капитализация компании с момента основания выросла в несколько раз.
Личное состояние Германа Хана напрямую зависит от финансового положения «Альфа-Групп» и ТНК, ведь он является одним из ведущих акционеров этих компаний. Называя вещи своими именами, его благосостояние во многом зависит от мировых цен на нефть. Это становится очевидным, если ознакомиться с показателями состояния Германа Хана: в предкризисные времена, в марте 2007 и 2008 годов его личные активы оценивались в 8 и почти 14 миллиардов долларов соответственно. А вот уже после начала мирового кризиса, огромных скачков на мировом нефтяном рынке, начала рецессии глобальной экономики и распространению панических настроений финансовое состояние Хана уменьшилось в несколько раз, до 4 миллиардов долларов к марту прошлого года.
Александр Бабицкий