Если и существуют люди, в максимально полной мере соответствующему распространённому и не слишком лестному для немцев стереотипу о представителях этой нации, то Карл Альбрехт, являющийся вместе со своим братом Тео самым богатым человеком Германии, именно таков. Пусть глобализация вкупе с активно проводящимися в Берлине гей-парадами во многом разрушила образ немца как интроверта, помешанного на порядке и скрупулёзном выполнении своих должностных и деловых обязанностях, Карл Альбрехт с братом продолжают соответствовать сложившимся представлениям.
Главное совпадение с национальным стереотипом – это предельная закрытость для внешнего мира. Карл Альбрехт, как и Тео (о них вообще всегда говорят в связке, для посторонних людей они неразделимы, практически один человек), настолько тщательно соблюдает принцип о неприкосновенности тайны личной жизни, что газетчики иногда доходят до абсурда в стремлении дать хоть какую-нибудь информацию о нём. Степень секретности такова, что многие СМИ даже не в курсе, как зовут основателей и владельцев сети супермаркетов ALDI, основы деловой империи Альбрехтов – встречаются материалы, в которых указано, что самыми богатыми людьми Германии являются братья Альди. А те крупицы биографической информации, которые каким-то чудом стали доступны общественности, гласят, что Карл Альбрехт родился в 1920 году в Эссене, одном из шахтёрских городов Германии. Отец был шахтёром, рано умершим из-за специфических горняцких болезней, а мать владела небольшой продуктовой лавкой. Так сложилось, что братья Альбрехт с детства работали в торговой сфере – Карл трудился помощником в мясной лавке более крупного торговца, а младший Тео, родившийся в 1922 году, помогал матери в семейном деле. Благополучно вернувшись в 1945 году с войны, что само по себе считалось в тогдашней Германии большой удачей, братья решили, что нужно расширять фамильное дело и сначала расширили лавку матери, а в 1948 году открыли новую бакалейную лавку под названием ALDI (Albrecht’s Discoun).
На этом, собственно, практически заканчивается история жизни самого Карла и начинается история его с братом торговой империи, от которой, впрочем, он себя до недавних пор не отделял. Упорная работа, благодаря которой жители Эссена тех лет впоследствии не могли вспомнить, чтобы видели Карла и Тео где-нибудь ещё, кроме рабочего места, привела к тому, что уже к 1950 году братья Альбрехт владели в Рурской области уже 13-ю магазинами, в 1953 году их было 30, а в 1960 – уже 300 магазинов имели вывеску с надписью ALDI. Такие бешеные темпы роста бизнеса привели к тому, что в 1961 году братья решили, что такая громоздкая и масштабная финансовая структура требует более дробного деления ради эффективности управления, и условно разделили торговую сеть – магазины южнее реки Рур отошли в управление Карла, севернее – в управление Тео. Впрочем, маркетинговые принципы сети ALDI от этого не изменились, оставшись прежними в обеих «частях» компании. Магазины братьев Альбрехт ориентированы на широкую потребительскую базу, прежде всего на покупателей, для которых не слишком важны красота упаковки товара и известность написанного на ней торгового бренда. Этот покупатель думает прежде всего о цене товара, и чем товар дешевле, чем оптимальнее соотношение цена и качество, тем больше такой покупатель купит и тем чаще он будет приходить за покупками именно в этот магазин. В этой связи братья Альбрехт сделали ставку на простоту и дешевизну – их конкуренты справедливо замечают, что магазины ALDI больше похожи на склад, где на максимально простых и непритязательных стеллажах лежат ничем не примечательные упаковки с дешёвыми продуктами. Более того, ALDI практически не проводят рекламных акций, лишь при обновлении ассортимента выпуская листовки с перечислением новинок. В этом отношении Карл Альбрехт и его брат считают, что лучшей рекламой являются низкие цены.
И, судя по всему, огромное число покупателей с ним в этом солидарны. Иначе не были бы на протяжении уже многих лет братья Альбрехт самыми богатыми людьми Германии. В настоящее время лишь в Германии начитывается около 3 тысяч магазинов ALDI, которые приносят своим владельцам баснословный доход. По состоянию на конец 2009 года общее состояние Альбрехтов оценивалось в 32 миллиарда долларов, причём предполагается, что состояние Карла незначительно, но всё же превосходит стоимость имущества и активов Тео. Более детальные сведения добыть не удалось, что и не удивительно в случае с Альбрехтами. Впрочем, их замкнутость и практически полная изоляция от внешнего мира имеет и объяснения: в 1971 году рядом с одним из магазинов ALDI был похищен Тео Альбрехт, за жизнь которого преступники требовали выкуп в 7 миллионов марок. После 17-дневных тяжёлых переговоров деньги были заплачены и Тео вернулся домой. Но с тех пор страх перед похищением заставил братьев оборвать практически все контакты с окружающим миром. Сам Карл Альбрехт в последние несколько лет и вовсе ушёл на пенсию, предпочитая проводить время за игрой в гольф и передать заботу о компании брату и двум племянникам.
Александр Бабицкий