Образ русского предпринимателя сформирован – это факт. Для иностранцев понятие «русский предприниматель» в большинстве своём ассоциируется по большей части с представителями крупного нефтегазового бизнеса, которые получали и получают сверхдоходы за счёт высоких цен на соответствующее сырьё и никаких особых усилий ни для модернизации производства, ни для собственного финансово-экономического самообразования не прилагают. В нашей стране основная часть страны произносит слово «бизнесмен» в лучшем случае с нейтрально-насмешливой интонацией, но обычно с нескрываемой враждебностью. Потому что для россиян почти все предприниматели это хапуги, воспользовавшиеся моментом и полукриминальными или вовсе криминальными способами обогатившиеся во времена дикой приватизации, а теперь проматывающие народные деньги на Французской Ривьере или Гоа. Но есть всё-таки среди успешных российских предпринимателей персоны, которые в указанный трафарет, будь он для внешнего или внутреннего пользования, ну никак не вписываются, и к их числу, несомненно, относится Михаил Куснирович.
Михаил Эрнестович Куснирович родился 3 октября 1966 года в московской интеллигентной семье. В детстве у него было два основных варианта, с какой профессией связать свою жизнь, и относились эти два вариант, как обычно и складывалось в семьях советских интеллигентов, к профессиям родителей. Отец был строителем, а мать химиком-технологом. Не известно доподлинно, чем не приглянулась юному Мише Куснировичу строительная отрасль, но в результате он выбрал профессию химика. Но, так сложилось, что, когда в 1989 году Куснирович окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева, в тогда ещё Советском Союзе положение дел начало изменяться таким образом, что появились возможности добиться успеха в совершенно новых областях. И самой перспективной было, конечно, предпринимательство.
Впрочем, молодых энергичных людей, которые, подобно Куснировичу в студенческие годы получили начальный организаторский и руководящий опыт (Михаил был заместителем секретаря комитета комсомола) и горели желанием сделать быстрые и большие деньги, в нашей стране тогда и позже было предостаточно. Вот только большинство из них уже после распада СССР пыталось добиться успеха либо в пресловутой сырьевой сфере, либо на ниве приватизации государственных предприятий, либо в торговле, рассчитанной на широкого потребителя. Михаил Эрнестович пошёл по другому, совершенно новому для нашей страны в тот момент пути – уже в 1992 году, когда наступал апогей «новой русской» субкультуры он рискнул открыть в Москве магазин одежды, ориентированный не только на богатого покупателя, но и на покупателя, обладающего вкусом и способного оценить лучшие образцы итальянской дизайнерской моды. Свой стартовый капитал Куснирович заработал благодаря своему первому самостоятельному бизнес-проекту: в конце 1980-х – начале 1990-х он взял в аренду аттракционы в парке Горького. Заработанных денег хватило как раз на то, чтобы открыть свой первый магазин-галерею в Петровском пассаже в Москве, в котором под собирательным брендом «Боско ли Чильеджи» продавались лучшие образцы итальянской одежды. Дело оказалось настолько прибыльным, что через полтора года в столице у Куснировича было уже три магазина – прибавились магазины на Тверской улице и в ГУМе. А к 2003 году магазинов «Боско ли Чильеджи» по всей стране насчитывалось сорок.
Михаил Куснирович никогда не скрывал, что бизнес для него это, прежде всего, игра, азартное занятие, в котором достижение поставленной цели является удовлетворением охотничьего инстинкта, присущего каждому здоровому мужчине. При этом он признаёт, что ведёт дело не совсем «по науке». Во-первых, у него нет профильного экономического, менеджерского или финансового образования, он не слишком доверяет маркетинговым исследования рынка, предпочитая ориентироваться на свой опыт и чутьё, и опыт и интуицию своей супруги Екатерины, возглавляющей торговый департамент «Боско ли Чильеджи». При этом правда, Куснирович делает оговорку, что в данном случае говорит лишь о том сегменте рынка, в котором он работает сам (элитная одежда для богатых людей), в то же время допуская, что маркетинговые исследования в более массовых видах торговой деятельности могут быть полезны. Во-вторых, он категорически не согласен с классическим принципом, согласно которому родственные отношения нельзя смешивать с деловыми. Куснирович активно привлекает в свой бизнес родственников и старается построить взаимоотношения даже с «чужими» сотрудниками по принципам семьи. Он признаёт, что иногда такой подход даёт сбой, иногда даже родственники испытывают соблазн перейти к конкурентам (и порой поддаются этому соблазну) и иногда в компании, число сотрудников которой превышает 1200 человек, попытки наладить работу по-семейному не срабатывают. Но отказываться от деловых принципов, которые близки ему лично и которые помогли создать торговую сеть, годовой оборот которой насчитывает несколько десятков миллионов долларов, Михаил Куснирович не намерен.
Александр Бабицкий