Принято и приятно для отечественного самосознания считать, что на постсоветском пространстве всё, что связано с Россией, является наиболее передовым, наиболее качественным, наиболее профессионально созданным и продвинутым (исключая разве что армянские коньяки и украинскую рок-музыку). Не исключение и телевизионная сфера: в данной области сложилось мнение, что уж российские телеканалы в плане профессионального, творческого и информационно-технологического развития впереди всех бывших советских республик. И в этом заложена немалая часть истины. Однако бывают и исключения, которые показывают, что передовые креативные телевизионные деятели могут появляться не только в России и затем отсюда нести «свет» в другие страны СНГ, но и напротив, такие профессионалы могут следовать со своими идеями и опытом и в обратном направлении. Доказательством тому является личность известного режиссёра, телевизионного менеджера и кинопродюсера Александра Роднянского.
Александр Ефимович Роднянский родился 2 июля 1961 года в Киеве (сам он не забывает подчёркивать, что является исконным киевлянином) и представителем долгой кинематографической династии, которая ведёт свой отсчёт едва ли не от самого момента зарождения кинематографа как отрасли в СССР. Его дед работал главным редактором киевской Киностудии документальных фильмов, отец трудился там же в качестве главного инженера, а мать была директором киностудии «Контакт», входящей в структуру Союза кинематографистов Украины. Поэтому было совершенно предсказуемо, что впитавший в себя с детства эту киношную атмосферу Александр после окончания школы поступил на факультет кинорежиссуры Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого (мастерская Феликса Соболева), который успешно окончил в 1983 году.
После этого, как и другие советские люди, Роднянский работал непосредственно по специальности: вплоть до 1990 года он трудился на студии «Киевнаучфильм». Роднянский был одним из первых, кто понял, что в условиях изменившегося времени кинематографическое производство также должно стать на новые рельсы и фактически стал одним из первых настоящих кинопродюсеров на постсоветском пространстве, начав в 1990 году сотрудничество с германскими кинокомпаниями. Успехи Роднянского на поприще производства фильмов неоспоримы. Причём он хорошо зарекомендовал и в «высоком», и в коммерческом кино. По поводу производства интеллектуального кино, пользующегося одобрением критиков, достаточно вспомнить, что две картины, над которыми он работал в качестве продюсера, «1000 и один рецепт влюблённого кулинара» и «Восток - Запад», были номинированы на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Что касается лент для широкого проката, рассчитанных на кассовый успех, то достаточно вспомнить о таких фильмах, как «Водитель для Веры», «9 рота», «Питер FM», «Жара» и другие. Конечно, всем памятна и неудачное вложение Александром Роднянским денег в «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука, но, как говорится, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Не меньшую известность Александр Роднянский приобрёл в качестве телевизионного менеджера. Если говорить о действительно серьёзных проектах, то Роднянский стал, пожалуй, первым телевизионным руководителем на территории бывшего СССР, который сумел создать частный телеканал, не только не убыточный, но и приносящий прибыль, причём довольно серьёзную. В 1995 году он основал украинскую телекомпанию «1+1», став при этом её генеральным директором и продюсером. За семь лет, которые Роднянский находился непосредственно у руля компании, она стала безоговорочным лидером в своём сегменте и, как уже говорилось, стала уникальным по тем временам явлением, прибыльным телеканалом. В этой ситуации совершенно очевидно, что опыт настолько удачливого менеджера не мог не быть востребован на наиболее крупном телевизионно-информационном рынке СНГ, в России. В 2002 году телекомпания СТС («Сеть телевизионных станций»), которая благодаря усилиям Романа Петренко уже приобрела направленность и имидж развлекательного канала, пригласил Роднянского на пост генерального директора.
На посту топ-менеджера СТС Роднянский пребывал 7 лет и за это время сумел вывести канал в число лидеров российского телевидения. Он развивал компанию сразу в нескольких направлениях. Во-первых, он окончательно сделал ставку на развлекательный характер канала, которому усиленно придавался и придаётся бренд «Первый развлекательный». Во-вторых, совершенно отчётливо была определена целевая аудитория СТС – подростки, молодёжь, люди среднего возраста. Это помогло и определить конкретную стратегию развития, и наладить партнёрские отношения с основными российскими телеканалами (Первый канал, РТР), для которых СТС в силу различности аудиторий не являлся прямым конкурентом. В-третьих, канал спровоцировал настоящий бум сериального производства, явив собой практически идеал в плане уровня качества производимого продукта – проекты «Не родись красивой», «Ранетки», «Папины дочки», «Маргоша» и многие другие стали практически эталонными образцами. В-четвёртых, Роднянский, отказавшись от новостной журналистики, многое сделал для придания каналу личностных черт благодаря привлечению многих талантливых ведущих, которые и воспринимаются зрителем как лицо СТС (от Тины Канделаки до Александра Пушного). Так что, когда в июне 2009 года Александр Роднянский покинул пост президента компании «СТС-Медиа» (помимо СТС, в этот холдинг вошли также каналы ДТВ и «Домашний») и более активно занялся кинематографической деятельностью, он мог быть доволен проделанной работой. Точно также он мог быть, безусловно, доволен и своими доходами – по оценкам экспертов, к началу 2008 года личное состояние Александра Роднянского составляло 375 миллионов долларов.
Александр Бабицкий