Андрей Игоревич Мельниченко, один из наименее известных широкой общественности российских миллиардеров, родился 8 марта 1972 года в одном из белорусских областных центров, городе Гомель. С детства было очевидно, что у будущего олигарха всё в порядке с интеллектуальными способностями – не обошлось без хорошей наследственности, ведь его отец был учёным-физиком. В пору детства Андрея Мельниченко в Советском Союзе уже практически сошли на «нет» споры о том, кто же лучше, физики или лирики, чья деятельность важнее. И, тем не менее, карьера учёного-физика вплоть до середины 1980-х годов продолжала оставаться в нашей стране одной из наиболее престижных и перспективных.
Так что казалось, что Мельниченко-младший, с детства идущий по профессиональным стопам отца, сделал абсолютно правильный выбор. Он с детства участвовал во всевозможных школьных олимпиадах по физике и последовательно победил на физических олимпиадах сначала городского, затем областного и республиканского уровня. После этого способного ученика зачислили в математическую школу-интернат имени академика Колмогорова при МГУ, окончив которую Мельниченко в 1989 году без проблем поступил на физический факультет всё того же Московского государственного университета.
Однако к тому-моменту, как Мельниченко стал студентом-физиком, ситуация в стране изменилась кардинальным образом, перспективы учёных в Советском Союзе стремительно катились вниз, как и уровень их материального благополучия, зато вознеслись до небес в плане доходов и радужного будущего предприниматели различного толка и пошиба, порождённые перестройкой. Андрей Мельниченко, будучи совсем неглупым человеком, довольно быстро сообразил, что нужно переориентироваться с теоретических оторванных от жизни высот на вполне земную и обещающую хорошие деньги деловую деятельность. Вместе со знакомыми он делает первые шаги в бизнесе уже в 1991 году, когда открывает сначала туристическую фирму со вполне советским названием «Спутник», которую довольно быстро переориентируют сначала в дело по продаже оргтехники, а затем в обменный валютный пункт. В 1992 году Мельниченко оставляет физический факультет МГУ, полагая, что своё драгоценное время нужно тратить на то, что действительно полезно. Тем более, что с 1993 года делу Мельниченко и его партнёров нужно было изменяться и расширяться: в декабре 1992 года был принят закон, согласно которому операциями с валютой могли заниматься лишь банковские учреждения. Именно благодаря этому и появилась на свет в марте 1993 года финансово-кредитная компания «Московский Деловой Мир» (МДМ), получившая от Банка России банковскую лицензию уже в конце того же года. Одним из её соучредителей и руководителей и был Андрей Мельниченко.
Собственно говоря, Мельниченко стал первым председателем совета директоров МДМ-банка. Именно при нём банк стал одним из наиболее перспективных игроков на финансовом российском рынке. Дефолт 1998 года в большей мере был на руку МДМ-банку – многие из его прямых конкурентов или полностью разорились, или потеряли свои прежние позиции, тогда как структура Мельниченко, во многом благодаря завязавшимся связям в деловых и властных структурах, сумела развиваться дальше. К тому моменту Андрей Игоревич уже был дипломированным управленцем (в 1997 году окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова по специальности «финансы и кредит») и сумел стать единственным её владельцем и Председателем Правления. В 2000 году он основал деловую группу МДМ, которая начала активно инвестировать средства в угледобывающую промышленность, уже в 2001 году скупив ряд предприятий и сформировав из них Сибирскую угольную энергетическую компанию «Байкал». Кроме того, двумя другими основными подразделениями МДМ стали компания «ЕвроХим» и инвестиционная компания «Ринако», владевшей различными по величине пакетами акций целого ряда промышленных предприятий (от металлургических заводов до книжных издательств) и банков (среди них Конверсбанк, Уралсибсоцбанк, Комисоцбанк, Петровский народный банк, латвийский торговый банк и другие). В результате к середине 2002 года совокупные активы группы МДМ составили боле 2,3 миллиарда долларов. В этих условиях ничто не помешало Мельниченко продать 50 % акций группы МДМ, оставаясь при этом на руководящих постах сначала в группе, а затем в её отдельных подразделениях, таких, как компания «ЕвроХим» и Сибирская угольная энергетическая компания. Помимо этого, Андрей Мельниченко на протяжении определённого времени был членом совета директоров РАО ЕЭС.
К 2008 году Андрей Мельниченко являлся одним из наиболее успешных российских предпринимателей, по оценке журнала Forbes в марте позапрошлого года его личное состояние достигало суммы в 10 миллиардов долларов. Однако мировой финансовый кризис очень серьёзно отразился на материальном положении Мельниченко, основные активы которого, напомним, были вложены в банковскую сферу и металлургическую промышленность, сферы, пострадавшие от глобальных экономических катаклизмов в наибольшей степени. Так что в марте 2009 года, по мнению российских экспертов, «личная стоимость» Мельниченко резко упала с 10 миллиардов до примерно 2 миллиардов долларов.
Александр Бабицкий