О женах политиков практически никогда нельзя сказать что-то определенное. Довольно редко эти женщины оказываются такими яркими личностями, как, например, Хиллари Клинтон или Карла Бруни. Чаще всего это довольно милые, всегда улыбающиеся на публике женщины, роль которых ограничивается поддержкой имиджа дружной счастливой семьи, надежного тыла политика в его непростой борьбе за счастье народа. И с этой точки зрения, пожалуй, жаль, что в свое время Первой леди США не стала такая харизматичная личность, как Тереза Хайнц Керри.
Рождение в Мозамбик - это еще не приговор
Мария Тереза Тирштайн Симоеш-Феррейра родилась 5 октября 1938 года в Мозамбике, стране на юго-восточном побережье Африки, в те времена являвшейся португальской колонией. Ее родители как раз и были португальцами, за некоторое время до того перебравшиеся в Мозамбик. Переезд этот был во многом вынужденный: простой медицинский работник, каким был отец Терезы, в Португалии не мог надеяться на обеспеченную жизнь, а вот в Африке любой врач был (и во многом остается) фигурой в высшей степени привилегированной. Так что у Терезы были все возможности и условия для достаточно приличного детства. Правда, с перспективами в Мозамбике было туговато, особенно по части образования.
Впрочем, это не стало серьезным препятствием на пути целеустремленной и амбициозной девушки: она отправилась на учебу в соседнюю Южно-Африканскую республику, куда более развитую во всех отношениях страну. Здесь она окончила университет Витватерсранда в Йоханнесбурге, где изучала иностранные языки и литературу. Завидные способности к иностранным языкам у Терезы обнаружились еще в детстве, а в университете она и вовсе стала одной из лучших, к моменту выпуска имея в арсенале пять языков: португальский, английский, французский, испанский и итальянский. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы ее рекомендовали в Международную школу переводчиков в Женеве, которую она блестяще окончила. Ей предложили работу в структурах ООН, и Тереза попала в Америку, где вскоре, в 1966 году, вышла замуж за мультимиллионера Генри Джона Хайнца, владельца одноименной торговой компании. В браке родились трое сыновей - Джон, Андрэ и Кристофер. В 1991 году они остались без отца, а Тереза Хайнц - без мужа: Генри Джон Хайнц погиб в авиакатастрофе, оставив компанию и все имущество в наследство своей супруге.
Интересная получилась бы Первая леди…
А в 1992 году Тереза Хайнц познакомилась с политиком, представителем Демократической партии Джоном Керри. Строго говоря, они познакомились на каком-то официальном приеме еще в 1990 году, но то знакомство смело можно было именовать шапочным. Новая встреча овдовевшей Терезы и официально разведшегося буквально за несколько дней до того Керри оказалась судьбоносной - начался бурный (и не беда, что влюбленным перевалило за пятьдесят) роман, в 1995 году окончившийся свадьбой. Так Тереза Хайнц стала Терезой Хайнц Керри, супругой перспективного политика и мачехой для двух его дочерей.
Вообще-то многие политические обозреватели сходятся во мнении, что именно брак с Терезой придал политической карьере Джона Керри новый сильный импульс. И дело тут вовсе не в миллионах супруги: просто жена стала идеальным дополнением для политика. Долгое время Джон Керри был слишком правильным - электорат, конечно, уважает серьезных и надежных политиков, но чтобы завоевать народную любовь, нужна еще какая-то изюминка. Тереза Хайнц Керри стала для Джона не то что изюминкой, а настоящей перчинкой. Прежде всего, благодаря особенностям их взаимоотношений: темпераментная благодаря португальской крови и активная по характеру Тереза стал тем постоянным двигателем, который побуждал достаточного скромного Керри двигаться к все более высоким политическим целям.
Но, помимо этого, Тереза Хайнц Керри вовсе не похожа на большинство неприметных жен политиков. Личные качества и обеспеченная первым замужеством финансовая независимость (в 2010 году журнал Forbes оценил состояние Терезы в миллиард долларов, а ряд других изданий и вовсе считают, что стоимость принадлежащей ей компании Heinz доходит до трех миллиардов долларов) дали ей возможность быть полностью независимой. Так, она удивительно честна в своих публичных высказываниях, что на фоне всегда соблюдающих полутаинственную политкорректность политиков особенно заметно. Например, она не стесняется признаваться, что до второго замужества симпатизировала Республиканской партии и сменила политические взгляды лишь для поддержки супруга. Или, скажем, Тереза призналась, что терпимо восприняла бы, если бы ее сыновья в юности баловались легкими наркотиками, но «собственноручно убила бы, если бы они хотя бы раз попробовали кокаин». Тереза также не скрывает, что оказывает серьезное влияние на мужа. Возможно, это обстоятельство сыграло против Джона Керри на президентских выборах 2004 года, когда он проиграл Джорджу Бушу-младшему. Но задолго до этого Тереза Хайнц Керри заявила, что поражение мужа в президентской гонке не станет для нее трагедией - и нет оснований ей не верить.
Александр Бабицкий