Общеизвестно, что выходцев из бывшей Российской империи и Советского Союза, обосновавшихся за рубежом, часто объединяют в категорию «русские» или «бывшие русские». И это притом, что приехавшие с одной шестой части суши могут быть по национальности и не русскими. Например, одного из богатейших жителей Австралии Гарри Тригубова - выходца из еврейской семьи, родившегося в Китае - тем не менее, считают предпринимателем российского происхождения.
Не получилось с коврами - получится с недвижимостью
Впрочем, определенные основания для такого соотнесения Тригубова с Россией все-таки имеются: он появился на свет в китайском городе Далянь 3 марта 1933 года в еврейской семье Мойши и Фриды Тригубовых, до 1917 года проживавших в России. Революция и последовавшая за ней гражданская война способствовали тому, что Тригубовы стали искать место для жизни поспокойнее. И они нашли его, пусть и временно, в Китае, в южных предместьях Пекина, где в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия сформировалось настоящее сообщество людей, которые по различным причинам не могли и не хотели жить в Советской России.
Здесь семья Тригубовых жила до конца сороковых годов, когда то ли в 1947, то ли в 1948 году решила покинуть и Китай (где так же начиналась вооруженное внутреннее противостояние) и перебраться в куда более спокойную Австралию. Кстати, Тригубовы могут по праву считаться одни из старейшин еврейского землячества на Зеленом континенте: вплоть до последней четверти XX века число евреев в стране было незначительным, основной поток переселенцев хлынул в связи с массовым отъездом из СССР. Гарри Тригубов и его родственники обосновались в Сиднее, где он получил среднее образование в Скотс-колледже, после чего отправился в Англию, где поступил в Университет Лидса, выпускавшем специалистов по легкой промышленности.
Получив диплом, Тригубов несколько лет пытался работать по специальности: сначала трудился в одной из текстильных компаний в Южной Африке. Затем вместе с отцом и братом пытался наладить производство и продажу ковров в Израиле. Но ни одно из этих начинаний не принесло Гарри успеха, так что в 1960 году он решил вернуться в Австралию. Получив наконец австралийское гражданство, он пару лет пытался встать на ноги, берясь практически за любую работу: таксистом, молочником и еще кем угодно. В 1963 году он начал собственный строительный бизнес, на неудачном опыте работы риэлтором убедившись, что ему гораздо легче построить жилье, нежели продать его.
Тот, кто никогда не уйдет в отставку
В настоящее время Гарри Тригубов - владелец одной из крупнейших в стране строительных компаний Meriton, и при этом, несмотря на наличие четырех взрослых внуков, заявляет о своей решимости заниматься реальным руководством бизнеса до самого конца. При этом он заявляет, что больше всего гордится не огромным богатством (так, в 2007 году его состояние оценивалось примерно в 2,5 миллиарда долларов США, по некоторым сведениям, к текущему моменту оно выросло до 4,2 миллиарда долларов), а тем, что своей деятельностью за почти полвека сумел существенным образом изменить облик Сиднея. И это действительно так. Секрет успеха Тригубова в том, что он одним из первых в Австралии понял необходимость строительства доступного жилья, которое будет соответствовать основным нормам комфорта, но при этом быть недорогим. Решение было найдено простое - строить не коттеджи, которые были особенно популярны в стране до этого момента, а многоквартирные дома.
В 1968 году он построил дом на 18 квартир на улице Меритон в Гладсвилле, что не только дало название компании, но и обозначило основное направление ее деятельности. С того момента компания Meriton Apartments Pty Ltd стала самой крупной строительной компанией в Австралии, обеспечив жильем более 150 тысяч человек и, например, в Сиднее каждый третий житель проживает в квартире, построенную Meriton. Основной замысел Тригубова заключается в том, чтобы строить самые высокие многоквартирные дома, на строительство которых можно получить разрешение, в пригородах, где цены на землю ниже, что снижает себестоимость построенного жилья для покупателей. Таким образом, компания Тригубова сумела аккумулировать достаточно средств, чтобы к 2000 году избавиться от зависимости от кредитного обеспечения и финансировать свои проекты самостоятельно. Это оказалось решающим фактором в ходе мирового кризиса, серьезно отразившегося на строительной области: если его конкуренты (например, компании Stockland и Australand) ушли с рынка, то Meriton продолжила свою деятельность, сделав ставку на жилье средней стоимости, спрос на которое пострадал не в такой степени, как на дорогие квартиры.
Александр Бабицкий