Даже те, кто не любит сладкое, о продукции итальянской компании Ferrero, специализирующейся на производстве кондитерских изделий, слышали обязательно. Сегодня сладости от Ferrero можно найти в каждом супермаркете в любой части света, а уж в Европе точно. А во главе шоколадного гиганта стоит Микеле Ферреро, представитель семейного бизнеса во втором поколении.
Кто сказал, что в булочной сладкому не место?
Микеле Ферреро, родившемуся 26 апреля 1925 года, было всего пять лет, когда его отец, Пьетро Ферреро, житель небольшого города Альба, что на северо-западе Италии, унаследовал от своих предков скромную пекарню-булочную. До начала Второй Мировой войны семья Ферреро кое-как зарабатывала на жизнь с помощью основной своей деятельности, однако с приходом суровых военных будней многое изменилось. У простых итальянцев денег не было не только на булки и пирожные, у них не всегда хватало денег даже на самый дешевый хлеб.
В результате Пьетро пришлось придумывать какой-то новый способ заработать. И он его придумал, начав делать дешевый вид сладких трубочек из засахарившегося меда, небольшого количества какао, оливкового масла и лесных орехов, назвав это лакомство «джандуйо». Постепенно стало понятно, что за счет этих сладостей можно жить, и в производство «джандуйо» Ферреро вложил все свои нехитрые средства. Но однажды это едва не закончилось трагедией, память о которой до сих пор жива в одной из богатейших семей Европы. Однажды летом стояла страшная жара и даже погреб не спас запасы «джандуйо» от того, что все заготовленные для продажи сладкие трубочки растаяли, превратившись в непонятного вида массу. Казалось, что семья разорена. Однако Пьетро превратил эту массу в новое лакомство, шоколадный крем, и стал его продавать для употребления с хлебом, в качестве бутербродов. И вот уже этот продукт стал настоящим хитом. С 1946 года дела кондитерской Пьетро Ферреро, занимавшегося в основном технологическими изысканиями и непосредственно производством, и его младшего брата Джованни, оказавшегося талантливым торговцем, резко пошли в гору. Собственно, с этого времени и ведет свою историю современная компания Ferrero - когда в 1957 году Микеле Ферреро стал у руля семейного дела, это была одна из наиболее динамично развивающихся и перспективных фирм страны.
Шоколадные яйца, ставшие золотыми
Микеле Ферреро относится к числу тех современных миллиардеров, которые приложили руку и голову к созданию своих финансовых империй непосредственно. Понятно, что все бизнесмены осуществляют руководство, принимают важнейшие маркетинговые решения, определяют направления движения своих компаний и так далее, и тому подобное. Но Микеле в прямом смысле слова своими идеями проложил компании Ferrero путь к светлому финансовому будущему. Когда он возглавил компанию в конце пятидесятых и полностью освоился в новой роли в шестидесятых, ситуация на рынке несколько изменилась. Законы рыночной конкуренции таковы, что если какая-то компания выбивается вперед, остальные следуют ее примеру. Поэтому Ferrero приходилось нелегко в конкурентной борьбе с другими итальянскими и европейскими производителями сладостей. Однако у компании был Микеле - и это оказался значительный козырь. Прежде всего, он из собственных детских воспоминаний вынес один урок: дети не слишком любят пить полезное молоко. А вот молочный шоколад они обожают. Следовательно, нужно сделать такой кондитерский продукт, который бы и нравился детям, и при этом покупался бы взрослыми как полезный для их отпрысков. Именно так появилась одна из главных продуктовых линеек компании Ferrero, линия шоколадных продуктов под общим брендом Kinder, содержание в которых молока достигало 42%.
Второй и наиболее значительный прорыв Микеле совершил тогда, когда осознал, что простая шоколадка уже не интересна современным детям. Значит, их нужно привлечь какой-то загадкой, элементом неожиданности, азартом ожидания и коллекционирования. В 1979 году (по некоторым данным - в 1974 году) в канун католической Пасхи на рынке появился новый продукт - шоколадные яйца Kinder surprise, внутри которых были спрятаны различные игрушки и сувениры. Расчет оказался верен: шоколадные сюрпризы стали без преувеличения одним из главных событий столетия в сфере продовольственной индустрии и во многом обеспечили компании Ferrero огромный скачок по сравнению с другими игроками рынка. Шутка ли сказать: ежегодно во всем мире продается более миллиарда шоколадных яиц Kinder surprise.
Наряду с другими знаменитыми брендами от Ferrero кондитерские изделия принесло Микеле и его семье огромное состояние - если в начале двухтысячных фамильное состояние Ферреро оценивалось в 10 миллиардов долларов, то в марте 2011 года журнал Forbes обозначил его «стоимость» в 17 миллиардов долларов. Это означает, что Микеле Ферреро - самый богатый человек Италии, оставивший позади даже матерого финансового и политического волка Сильвио Берлускони. Однако недавно будущее семьи Ферреро, казавшееся безоблачным, пошатнулось: в апреле 2011 года скоропостижно скончался его старший сын, названный в честь основателя семейного дела Пьетро Ферреро. Помимо того, что сама по себе смерть сорокасемилетнего человека, активно занимавшегося спортом (смерть наступила во время велосипедной прогулки), трагедия для престарелого отца, так Пьетро был еще и главным из осуществлявших реальную деятельность топ-менеджеров компании, он был ее новым лицом и генератором идей по развитию бизнеса в условиях XXI столетия.
Александр Бабицкий