Тех, кто уже сейчас продает участки поверхности Луны, Марса, Венеры и других объектов Солнечной системы незадачливым миллиардерам, принято считать остроумными мошенниками. Тех, кто организует финансовые пирамиды, наживает при этом огромные состояния и лишает порой последних средств к существованию множество людей, считают преступниками. Тех же, кто, как Ричард Девос, сумел найти оптимальную бизнес-схему, которая очень напоминает как «торговлю Луной», так и создание «пирамид», но при этом находится в рамках закона и обладает большим количеством последователей, принято считать выдающимися бизнесменами.
Неважно, с чего начинать - хоть с зеленых таблеток
Ричард Девос родился 4 марта 1926 года в одном из крупнейших городов штата Мичиган, Гранд-Рэпидс. Штат Мичиган и конкретно Гранд-Рэпидс традиционно считаются голландской частью США. Многие, конечно, уже забыли о том, что первоначально активнее северо-восток Штатов осваивали вовсе не англичане, а именно голландцы, но культурное влияние Нидерландов все-таки сказывается. Во всяком случае, на жизни Ричарда Девоса и его постоянного компаньона и друга Джея Ван Андела это влияние сказалось. Потому что оба они родом из Гранд-Оэпидс, оба с малых лет знакомы с консервативным и подверженным значительному, пусть и несколько формальному, воздействию религиозной жизни. Потому что оба они построили, специально или случайно, свои жизни по одному и тому же сценарию: родились в Гранд-Рэпидс в семьях трудяг голландского происхождения, выросли здесь же, окончили одну и ту же высшую школу, женились на девушках из родного города, создали большие семьи, в годы второй Мировой воевали в одном и том же авиационном корпусе...
В общем, зачастую довольно сложно отделить биографию Девоса от биографии Ван Анделя. Так что стоит ли удивляться, что и послевоенные деловые начинания они задумали вместе. Поиски того направления, в котором можно было бы двигаться и заработать большие деньги, были продолжительными. Сначала это была попытка открыть летнюю школу, затем - затея с рестораном для автомобилистов, после этого вариант с импортом по морю различных товаров из Карибского региона. В результате маркетинговых поисков они вышли на двоюродного брата Ван Андела, который как раз начал распространять некую загадочную пищевую добавку «Нутрилайт» в виде таблеток зеленого цвета, которая якобы была очень полезной для здоровья и разве что чудеса не творила.
В 1955 году Девос и Ван Андел присоединились к дистрибьюторской сети «Нутрилайт», принцип действия которой заключался в том, что распространитель должен был сначала сам приобрести товар, попробовать его, а затем продавать постоянным заказчикам. Проработав в этом деле 4 года, в 1959 году Девос и его друг решили создать собственную торговую сеть, основанную на таких же принципах. Так появилась компания Amway (сокращенное от American Way - «американский путь»), первый съезд которой состоялся в одной из гостиниц Гранд-Рэпидс уже в 1960 году.
Бизнес-гуру Ричард Девос
Как уже понятно, система всеобъемлющего сетевого маркетинга была изобретена задолго до появления Amway, да и впоследствии использовалась множеством компаний. Но именно детище Девоса и Ван Андела стало настоящим символом того успешного для них, но весьма сомнительного по своей сути делового принципа, который столь же ярко в себе воплотили разве что компания Oriflame и коммерческо-религиозная организация «Свидетели Иеговы». Собственно, наиболее часто выдвигаемые против Девоса обвинения и состоят в том, что Amway по сути является коммерческой сектой, в которой большинство членов эксплуатируются ради выгоды «верхушки».
Схема деятельности Amway такова: распространение товаров (в основном это предметы гигиены, хотя за свою историю компания распространяла практически все виды товаров) осуществляется через многоуровневую систему распространителей. Система эта построена по цепочке: каждый дистрибьютор строит собственные цепочки распространителей, что в теории позволяет зарабатывать на продаже товаров и премиях большие суммы. Вознаграждение выплачивается как за личный оборот (то, на какую сумму распространитель сам купил товаров), так и за оборот группы (суммарная стоимость товаров, приобретенных членами созданной участником группы). При этом действует принцип: главное приобрести товар у вышестоящего распространителя, что ты будешь дальше с этим делать, твое дело.
В этой ситуации основатели Amway и лично Девос выступают в качестве пропагандиста идеи «новой жизни»: мол, человеку, приобретшему товары у дистрибьюторов компании, предоставляется шанс начать новую жизнь, жизнь успешного и богатого человека. Для этого достаточно лишь приложить определенное количество усилий, ума и времени, чтобы успешно перепродавать товары и так становиться богаче и влиятельнее. Процессуальные тонкости не позволяют признать Amway финансовой пирамидой, однако с девяностых годов репутация компании в Штатах весьма сомнительна из-за убытков большинства дистрибьюторов (реально зарабатывают менее одного процента распространителей) и из-за откровенно сектантского характера всей сети. Поэтом последние 10-15 лет основной доход Девос получает с зарубежных распространителей. И доход этот весьма солиден: в 2010 году состояние Ричарда Девоса составляло 4,5 миллиардов долларов. Правда, мировой кризис все-таки негативно сказался на положении Девоса: так, в марте 2008 года Forbes оценивал его в 6,5 миллиардов.
Александр Бабицкий