Шестидесятые стали эпохой масс. На смену элитарной культуре пришло нечто новое. В относительно более благополучном в материальном плане, чем в предшествующие десятилетия, мире, можно было позволить себе что-то, если и не лишнее, то уж точно не являющееся предметом первой необходимости. На первый план тогда вышла эстетика простоты; красота и искусство стали по-настоящему самоценны. Именно шестидесятые подарили дизайнерам стили интерьера pop art. Причем, необычайная яркость, индивидуальность и жизнерадостность этого направления делает его популярным до сих пор, особенно среди молодых людей.
Тираж неограничен
Одна из главных черт поп-артовых интерьеров – тиражированность используемых в них образов. Это первый признак, по которому поп-арт можно отличить от «просто шестидесятых», китча или направления фьюжн. Историческим образцом, конечно, является знаменитый диптих Мэрилин Монро, выполненный Энди Уорхоллом на шелкографии. Пять десятков изображений демонстрируют с одной стороны кислотные, с другой черно-белые вариации одного и того же знаменитого снимка этой олицетворяющей время актрисы. Что тиражируется? По мнению искусствоведов – красота, смерть, жизнь, сексуальность. По мнению самого Энди, наверняка, это было бы просто «лицо Мэрилин».
Раньше pop-art оформляли коллажами из комиксов, бумажными купюрами и монетами, крышками из-под Coca-Cola или джинсовыми карманами. В рамках современного интерьера актуальны будут те образы, которые несут с собой ассоциации с двухтысячными. Это могут быть Леди Гага, Барак Обама, обложки журналов Vogue и Harper’s Bazaar, герои из «Футурамы», наконец, просто лики красивых моделей – почему нет? Главное, образ должен быть привязан к какой-то узнаваемой, желательно, «продаваемой» идее. Еще один элемент, в котором проявляется страсть к тиражированию – применяемые для декора или имеющие утилитарное назначение «обнаженные механизмы».
Вторая жизнь часов
В рамках интерьера pop art будут совершенно органично смотреться три или четыре (да сколько угодно) экземпляра настенных часов повторяющейся формы, но выполненные в разных цветовых вариациях. Если при этом все они показывают разное время или одно, но где-то есть только минутная стрелка, а где-то стрелок нет вообще, достигнута еще одна цель pop-arta – шокировать зрителя, сбить его с толку и … просто заставить улыбнуться.
Ирония – самая верная спутница тех, кто задумал оформить интерьер в стиле pop art. Как говорил тот же перефразированный Энди Уорхолл, жизнь многие склонны переоценивать, воспринимая ее слишком серьезно. Простота и одновременное отсутствие наивности – вот еще одна черта направления pop art как стиля жизни.
Поп-артовые ингридиенты
В отношении цветовых решениях, важен тот факт, что pop-art должен быть сочным. При этом не важно, выбираются ли «родные» для него неестественные кислотные цвета – оранжевый, ярко-розовый, салатно-зеленый – или выдержанный металлик, бело-черная гамма и темпераментный красный или бордовый. Главное – умело сыграть на контрастах. При этом жестких правил, касающихся света, в поп-арте нет. Он может быть слабо освещенным днем, но оборудован неоном для ночного времени суток. Свет может быть встроенным в гальванический потолок или «поселен» на стены в качестве разноцветных встроенных бра. Главное, расположить его так, чтобы максимально ярко выразить возможности цвета.
Что касается материалов, здесь поп-арт непривередлив. В него отлично вписываются как пластик, стекло и синтетические ткани, так и состаренное дерево, металл и мех. Правда, сложно представить в этом интерьере каменную глыбу или монолитный бетон. Считается, что pop art должен быть легким. Потому предпочтение стоит отдавать относительно невесомым конструкциям. Учитывая демократичность подхода, пластик представляется как незаменимый базовый элемент поп-артовых интерьеров.
В фактуре твердых материалов ценится гладкость и глянцевый блеск. А контраста и уюта помещению придадут разноцветные мягкие подушки и пушистый ковер. Разнофактурный текстиль и фотообои также сыграют на руку. Главное, при проектировании интерьера в стиле pop art, черпать вдохновение из окружающего мира. Витрины модных бутиков, телевизионная реклама, речь, просто привычки и ценности людей – везде можно «подсмотреть» или «подслушать» свежие идеи для своего дома.
Ксения Жарчинская