Слово «антиквар» произошло от французского «антиквариус» (аntiquarius), что в дословном переводе означает «касающийся древности». В Римской империи так именовали переписчиков древних манускриптов. Теперь это название перешло к коллекционерам и собирателям древностей. Реставрация антикварной мебели позволяет возвращать человечеству замечательные произведения искусства прошлых веков, воссоздавать творения великих мастеров-краснодеревщиков, демонстрировать, казалось бы, давно утраченные технологии.
Кроме того, предметом реставрации часто являются вещи, имеющие прямое отношение к великим людям прошлого: монархам, полководцам, ученым, поэтам, артистам и бывшие свидетелями великих событий истории. Они позволяют донести до потомков частичку атмосферы давно ушедшей эпохи.
Первые реставраторы и задачи профессии
Первые реставраторы старинной мебели появились еще в семнадцатом веке. Это были мастера-мебельщики, которые помимо создания новой мебели, восстанавливали более ранние образцы. Следует заметить, что в те времена настоящая мебель была предметом роскоши, доступной далеко не каждому. Любой предмет мебели изготавливался вручную из наиболее дорогих сортов дерева, а на отделку шли самые редкие материалы. Мебель передали в наследство, так же как и секреты мастерства ее изготовителей передавались из поколения в поколение.
В конце девятнадцатого века, когда в промышленность пришли машины, и началось серийное производство множества товаров и предметов домашнего обихода, бытовая мебель перестала быть редкостью и семейным достоянием. В то же время старинная мебель ручной работы получила статус реликвии, произведения мебельного искусства. Именно тогда и были сформулирована основная задача реставрации: восстановление первоначального вида предмета мебели.
Реставрация предметов антикварной мебели требует от мастера очень многих специальных знаний и владения целым рядом профессий:
- высокой квалификации столяра-краснодеревщика;
- достаточно высокого уровня художественной подготовки;
- владения технологиями и техниками обработки различных материалов, применявшимися в прошлом;
- глубоких знаний по истории мебели;
- высокой общей культуры.
Реставратор – достаточно редкая профессия. Образование здесь – только первая ступень в постижении этого сложного, многогранного и увлекательного дела. Реставраторами-профессионалами становятся только годы спустя, когда через руки молодых столяров пройдет не один десяток гамбсовских стульев, диванов стиля «Жакоб» или предметов, выполненных в технике маркетри.
Аромат древности и мебельные хитрости
Выражение «аромат давно ушедшей эпохи», хотя и поэтично, но имеет под собой материальную основу, если говорить о старинной мебели. Ее запах мы чувствуем в музеях, библиотеках, театрах, старых квартирах, принадлежащих таким же пожилым обитателям. Источником неповторимого и притягательного запаха являются сундуки, шкатулки и ларцы из камфорного дерева. Многие люди слышали название «розовое дерево» и по аналогии с черным и красным, полагают, что оно означает цвет древесины. На самом деле розовое дерево при распиливании, действительно издает запах розы, который сохраняется долгие годы. При реставрации во время ошкуривания такой мебели чувствуется тонкий приятный аромат.
Интересная деталь: задняя стенка шкафа, изготовленного из древесины хвойных деревьев или липы, а также выдвижные ящики шкафов и тумбочек и внутренние плоскости сундуков из того же материала никогда не покрывались лаком. Это делалось для того, чтобы сохранить приятный запах свежей древесины. В свою очередь, неотлакированная древесина вбирала в себя запахи содержимого. Особенно нежный аромат с годами приобретали дамские туалетные столики . В этих случаях в задачу реставратора входит, по возможности, сохранить эти неповторимые запахи, придающие изделиям особую ценность.
Однако существует «амбре», с которым приходится бороться, например, застарелые запахи пищи в старинных буфетах, а особенно стойким запахом обладают различные лекарства, проникшие в волокна дерева. Для того чтобы избавить от него мебель, реставраторы расчищают поверхность до чистого дерева, снимая слой древесины, пропитанный медикаментами. В качестве наполнителя в старинной мебели использовали хлопковую вату, морские водоросли, конский волос. Ни в одном из этих материалов не заводится плесневой грибок, источник дурного запаха в мебели. Поэтому настоящую добротную антикварную мебель, изготовленную ранее конца девятнадцатого века, можно распознать по приятному запаху. А вот с конца позапрошлого века, чтобы сэкономить, мебель стали наполнять лыком, волокнистым веществом, находящимся под корой древесного ствола и являющимся отличной питательной средой для плесневых грибков и бактерий. Чтобы уничтожить запах тления необходимо полностью заменить набивку.
Один из злейших врагов реставраторов – мебельный жук. Так, мастера и хранители антикварной мебели называют целое семейство насекомых, пожирающих старинную древесину: древоточца, шашеля, домового жука и точильщика. Чтобы выжить из мебели сапрофитов, пораженную древесину обрабатывают жидкостями и спреями, ядовитыми для насекомых. А вот повреждения, нанесенные мебели людьми и домашними животными, реставраторы мебели называют «следами бытования». Это пролитые чернила и краски, белые кружочки, оставленные горячими чашками, царапины и порезы на столешницах , сколы шпона, резьба, погрызенная собакой, следы от когтей на колоннах буфета – все это следы бытования. Ценность некоторых предметов состоит именно в следах бытования, если они некогда принадлежали какому-нибудь историческому лицу. С другими следами бытования реставраторам приходится упорно и непримиримо бороться, чтобы вернуть изделию первозданный вид.