Тиффани, либерти, ар-нуво, сецессион – все это разные названия одного и того же стиля – модерн. Один из самых популярных жанров интерьера дословно переводится как «современный», но дизайнеры его уже давно считают классикой. Какую мебель модерн гармонично включает в свое пространство, а какую отталкивает, и какие формы характеризуют этот стиль?
У истоков революции в интерьере
Долгое время, пока в культуре не появляется новых концептуальных и технических решений, художники «цитируют» идеи своих предшественников и черпают вдохновение в уже сотворенных произведениях искусства. Но однажды настает момент перелома. Накопившийся опыт перерастает в качественные изменения, рождает что-то новое и делает жизнь человека неузнаваемой. Одним из таких моментов перелома было появление стиля «модерн».
В конце XIX – начале XX вв. он пришел на смену классицизму. Строгость прямых линий, симметрия, геометрия, некоторая холодность и оторванность от природы стали уступать место натуралистическим мотивам, естественным формам и ярким цветам. При этом «возвращение к истокам» в декоре творцы стремились совместить с усиленной утилитарностью предметов искусства. Поэтому особое внимание стало уделяться функциональному окружению человека в интерьере – мебели, окнам, текстилю. Отдельное развитие получило декоративно-прикладное искусство.
В мире кривых линий
Одна из главных черт модерна, по которой его можно отличить от всех остальных стилей – изогнутые формы, напоминающие природные силуэты. В архитектуре его легко узнать по завиткам фронтонов или окнам разной округлой формы, которые гармонично умещаются на одном фасаде здания. В интерьере же модерн помимо этих плавных изгибов также проявляется в растительных или анималистических элементах декора. И исторически, и в современности «обращение» к природе в дизайне интерьера можно рассматривать как одну из антиурбанистических тенденций, способ отвлечься от «городской суеты».
Модерн теперь уже не всегда предполагает растительные орнаменты и изощренные формы. Но обязательно в таких интерьерах используются природные или, по крайней мере, высокоэкологичные материалы и стекло. В мебели, оформлении потолка и стен, зонировании отсутствует строгая симметрия, а переходы непринужденно перетекают один в другой и остаются плавными. Модерн в интерьере – стиль, который со временем стал скорее данью традиции. Но изначально он был тесно связан с культурой символизма.
Мебель и декор в стиле Галле
Яркий пример совмещения символики в декоре и различных новых методов в декоративно-прикладном искусстве – творчество Эмиля Галле. Этот французский художник дебютировал в Париже в семидесятых годах XIX века. Благодаря ему, появились знаменитые «лунные» стекла с сапфировым оттенком. Галле подкрашивал их кобальтом и создавал многослойные композиции в виде прозрачных замутненных камней с цветами, насекомыми или травами и пузырьками воздуха внутри. Пользовались популярностью и его стеклянные изделия с цитатами французских поэтов-символистов. Вазы в стиле Галле – до сих пор являются популярным украшением интерьера в стиле модерн.
После увлечения вазами Галле в конце восьмидесятых переместил акцент на изготовление мебели в стиле рокайль (с формами морских раковин). Витиеватая резьба, цитаты великих поэтов и инкрустации драгоценными камнями сделали его творения любимыми среди французских аристократов. Но под влиянием утилитарных тенденций Галле изготовлял и такую продукцию как стеклянные плафоны для светильников и вазы для массового покупателя. Другими популярными дизайнерами модерновых интерьеров во Франции были Эмиль Андре и Камиль Готье, в Бельгии – Ван де Вельде, а в Чехии – скульптор Франтишек Билек.
Подходящие материалы для интерьера в стиле модерн
Как говорилось выше, главное требование к мебели в стиле модерн – натуральное происхождение материалов. Популярными здесь являются дерево, металл и стекло. Но иногда модерновый интерьер создается с привлечением экологичного пластика. В текстиле хорошо использовать кожу, лен или шелк, а характерные растительные элементы – вводить в дизайн интерьера не только за счет классического «рисунка на обоях», но и с использованием композиций из сухоцветов, бамбука или имитаций древесного ствола.
Удобно использовать модульную мебель в стиле модерн, поскольку она позволяет быстро «собрать» кухню, гостиную или спальню в одном стиле. Однако, вооружившись знаниями по архитектуре, можно отправиться в поход по мебельным магазинам или дизайнерским компаниям с целью скомпоновать авторский интерьер. Ведь главное свойство модерна – присущая природе неповторимость.
Источники вдохновения
В качестве источников вдохновения для создания интерьера в стиле модерн часто выбирают испанскую модерновую архитектуру Гауди или австрийскую биоморфную Хундертвассера. Гауди в своем дневнике как-то написал, что любые попытки изобразить нечто несуществующее в природе – это безумие. Сам он отдавал предпочтение почти «сказочным» для пространства города, но в то же время реальным для природы формам – таким, как кость, растение или головы зверей. Этот архитектор не любил прямых линий, как и живший уже не в эпоху модерна, а гораздо позднее Хундертвассер.
Этот художник однажды устроил перформанс: в течение пары суток вместе с другом он на одной небольшой стене рисовал непрерывную изогнутую линию. Всем этим неординарный дизайнер архитектуры стремился показать, что возможности «свободных» форм неисчерпаемы. Произведения австрийского гения, в частности, его знаменитый жилой дом-деревушка в Вене, помимо внешнего сходства с объектами природы отличает явный утилитаризм и «социальность» проекта. Так, ни в одной квартире дома, покрытого кустарниками, нет собственника, а жилье сдается в аренду по обычной рыночной цене.
Использованные этими архитекторами формы и материалы, способы «оживления» дома и его гармоничного включения в окружающую среду могут подсказать оригинальные решения для дизайна интерьера и помочь утвердиться в том, что главное правило модерна – это отсутствие правил.