Долгие годы эклектика в любом проявлении считалась признаком дурного тона. В XX веке все изменилось: дизайнеры стали азартно смешивать совершенно несочетаемые предметы и стили, получая в результате новые оригинальные интерьеры. Сегодня дизайн интерьера в стиле фьюжн очень популярен, но не все эксперименты в этой области оказываются удачными.
Примета времени
Достаточно взять любую старую (выпущенную, например, полвека назад) книгу, посвященную дизайнам интерьеров, чтобы узнать, что смешение разных стилей долгое время считалось совершенно недопустимым. Начинающим дизайнерам предлагалось выбирать из уже изобретенных стилей, придерживаясь выбранной концепции от начала до конца. Особо талантливые могли создавать собственные стили, но тогда нужно было, чтобы придуманный дизайн был совершенно оригинальным.
Большинство послушно следовало таким рекомендациям, оставаясь в рамках одного стиля. Эклектика, то есть смешение разных стилей, оставалась «вне закона» до 80-х годов прошлого века, считаясь признаком отсутствия вкуса. И только в конце XX века все изменилось – родился стиль фьюжн.
Стиль этот можно назвать приметой новейшего времени – времени творчества, смелых экспериментов, свободы и бережного отношения к окружающей среде. Не выбрасывать старую мебель и украшения дома, а грамотно и красиво вписывать их в обстановку квартиры, найдя баланс между старинным и современным, практичным и эстетичным – такая идея понравится всем, кто хочет сохранять милые сердцу вещи, но в то же время идти в ногу со временем.
При оформлении дома в стиле фьюжн можно и нужно сочетать предметы, отличающиеся по всевозможным параметрам. Современная и старинная мебель, геометрические и растительные принты, дорогие украшения и подчеркнуто дешевый декор, утонченные японские мотивы и солидные, массивные предметы – сочетать можно все, лишь бы сочетания получались удачными.
Поиски гармонии
Стиль фьюжн с его безграничной свободой в сочетаниях различных стилей стал не только отрадой творческих людей, но и оправданием для тех, кто не хочет продумывать интерьер своего дома. При желании про любое собрание вещей можно сказать, что это – интерьер в стиле фьюжн. Но на самом деле это будет всего лишь хаотичный набор случайных предметов, потому что стиль фьюжн предполагает не просто сочетание разных стилей, а гармонию такого сочетания.
Беда в том, что гармония – понятие абстрактное. Очень сложно объяснить, от каких деталей обстановки зависит, будет ли она восприниматься как гармоничная. Те, кто не решается положиться на свой художественный вкус, могут применять при создании интерьера разработанные другими правила. Например, можно обратиться к классическому стилю с его строгими канонами за вдохновением.
Но стиль фьюжн предполагает творческий подход. Этот стиль – торжество индивидуализма над правилами, он не признает строгих рамок и жестких ограничений. Это стиль экспериментаторов, готовых смешивать детали различных стилей, переплетать различные направления для получения пусть неожиданного, но обязательно гармоничного результата.
Если же результат не кажется гармоничным, то и о стиле фьюжн говорить не приходится. Разные стили, использованные при оформлении помещения, не сливаются в одно целое, а остаются разнородными деталями, которые плохо сочетаются друг с другом. И в такой ситуации интерьер кажется безвкусным, вместо восхищения он вызывает лишь недоумение. Порой достаточно лишь какой-то одной детали, чтобы обстановка «заиграла», и все стили сложились подобно паззлу в одну картину.
Формула успеха
Чтобы обстановка в стиле фьюжн выглядела гармонично, необходима идея, которая объединит различные предметы в один интерьер. С формулировки этой идеи и должно начинаться создание интерьера. Например, хочется создать обстановку, наполненную теплым солнечным светом. Эта идея предполагает использование светлой мебели, тонких, «невесомых» конструкций, легких тканей и светлых теплых оттенков. При этом можно смело сочетать стеллажи и книжные полки в стиле минимализма, классические бело-кремовые тона для стен и потолка, веселые «инфантильные» украшения, гламурные светильники со стразами и потертую мебель в стиле шебби-шик. Главное, чтобы предметы обстановки не противоречили главной идее, тогда они наверняка будут сочетаться между собой.
Экзотические предметы, привезенные из путешествий (или их талантливые имитации) могут превратиться в основную идею интерьера. Дополнить такие аксессуары можно мебелью в стиле классики, минимализма или хай-тек. Оформление пола, стен и потолка позволит объединить, казалось бы, несоединимое, гармонично вписать чужеземные детали в привычный быт.
Основной идеей интерьера может стать какой-то определенный цвет. В таком случае именно по цвету подбираются разные детали интерьера, а их стилистическая направленность уже вторична. Конечно, одним цветом ограничиваться совершенно необязательно: можно и нужно дополнять его другими оттенками, которые также будут перекликаться между собой, придавая интерьеру продуманный и законченный вид.
Цветовая гармония необязательно предполагает использование предметов одного цвета. Можно, напротив, сделать ставку на контраст: такой интерьер будет выглядеть очень стильно, если оформить его со вкусом.
Чуть более сложным приемом можно счесть использование того или иного материала в качестве ведущего мотива. Например, можно попробовать сочетать стеклянные, подчеркнуто современные минималистичные полки, шкафчик с застекленными дверцами в стиле модерн, разнообразные светильники и вазы, выполненные из прозрачного или цветного стекла. Поиграв с освещением, можно заставить все это стеклянное великолепие сиять и переливаться. А сдержанные матовые оттенки остальных предметов мебели, стен и пола подчеркнут эти переливы, акцентируют внимание на прозрачных поверхностях, гармонично дополнят их.
Дмитрий Анохин