Рассказывают две легенды о происхождении искусства бонсай («растение в плошке»). Говорят, что в первых веках нашей эры жил в Китае император, который пожелал иметь в своем саду миниатюрную копию своей империи, чтобы каждый день любоваться ею, видеть - чем же он владеет. Архитекторы и садовники создали шедевр - макет империи со всеми городами и реками, деревнями и горами. Именно для этой копии и были выращены крошечные деревья - бонсаи.
Еще рассказывают, что искусством бонсай мы обязаны даосизму. Последователи даосизма придерживались точки зрения, что не обязательно манипулировать объектами, достаточно манипулировать их копиями. Причем, маленькие копии были гораздо удобнее. Но чтобы манипуляции были действенными, копии должны были быть как можно более приближены к оригиналу. Деревья - уникальные живые существа, чей возраст может исчисляться столетиями, - оказались очень удобны для поисков бессмертия. Так же, как доисторические племена верили, что, съедая плоть врага, можно обрести все его качества - силу, храбрость и так далее, так и даосы были убеждены, что с помощью бонсай можно получить вожделенное качество, которым обладают деревья - долголетие.
А возможно, поисками бессмертия занимался тот император, который повелел создать миниатюрную копию империи - сейчас уже и не выяснить. Но точно известно, что в 706 году нашей эры искусство бонсай уже существовало - именно к этому году относится роспись в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан, на которой изображены люди с крохотными деревьями в руках. Некоторые исследователи считают, что первые бонсай появились на полтысячелетия раньше - в 200 году нашей эры, во время правления династии Хань (найдены изображения крошечных ландшафтов, декорированных миниатюрными деревьями и камнями, относящиеся к этой эпохе).
Можно или нет отыскать формулу бессмертия и вечной молодости с помощью бонсай - неизвестно. И тем не менее искусство выращивания карликовых деревьев постепенно распространилось по всему миру. Искусство бонсай стало не просто агротехнической методикой, но настоящим искусством по созданию шедевров из материала, предоставляемого живой природой, и философией.
В средние века искусство бонсай проникло в Японию вместе китайскими монахами, и Япония с жаром восприняла дивные миниатюрные деревца. Причем восприятие было настолько глубоким, что бонсай стали неотъемлемой частью японской культуры. Страсть японцев к минимализму и символике воплотилась в искусстве бонсай. То, что одно деревце выращивалось до задуманной формы несколькими поколениями, являлось великолепным символом преемственности и традиционности, к которым столь склонна Япония.
В Европу и США бонсай проникли только в середине ХХ столетия - вместе с трофеями, вывезенными американскими солдатами из Японии. В России искусством бонсай заинтересовались еще позже - в 80-90 гг. ХХ века, хотя было известно и раньше. К сожалению, искусство бонсай в России тормозилось «железным занавесом» - ведь для того, чтобы с успехом перенимать искусство другой страны, другого народа, нужно иметь возможность свободного контакта с этим народом и этой страной. Поэтому любители экзотики изготавливали искусственные бонсай - из проволоки, сухих веток и камней. Конечно, в качестве сувениров такие бонсай были неплохи, но все же это не живое деревце, которое не только очень красиво и изящно, но способно показать просторы, помочь ощутить дыхание свежего ветра, аромат морских волн, услышать звон ручья по каменному ложу. Искусственные бонсай, при всей своей элегантности и даже приближенности к оригиналу, не способны к изменчивости, которая свойственна живой природе, и которую демонстрируют настоящие, живые бонсай-деревца: весенняя свежесть молодой листвы, летнее-осенняя зрелость цветов и плодов, зимняя старость мощного ствола и шершавой коры. Настоящий бонсай показывает все этапы развития, все три периода жизни, которые проходит каждое живое существо. Настоящий бонсай показывает и прелестную наивность юности, и красоту зрелости, и мудрый драматизм старости. Это - сама жизнь, воплощенная в миниатюрном деревце. Недаром все же легенда утверждает, что даосы искали бессмертие с помощью бонсай: трудно найти другой символ, столь полно описывающий все жизненное течение.
Теперь искусство бонсай широко известно в России, появились и настоящие энтузиасты бонсай, а многие из них уже вырастили собственные коллекции. Правда, большинство деревьев этих коллекций не имеют такого солидного возраста, как, скажем, японские бонсай, за россиянами в лучшем случае десятилетия, в то время как некоторые коллекционные бонсай Японии, имеющие статус шедевров, насчитывают до половины тысячелетия. И все же красота их несомненна.
Появились и специализированные магазины, предлагающие бонсай-деревца, а также все необходимое для ухода за ними. Теперь можно приобрести уже готовый бонсай и только ухаживать за ним, продолжая начатое кем-то формирование растения. Но доступен и другой путь: выбрать деревце и самостоятельно сформировать из него бонсай. Ведь бонсай - это не карликовая порода деревьев, это обычные деревья, которые становятся миниатюрными с помощью применения специальных агротехнических методик, доступных каждому.
Но каким бы ни был бонсай: коллекционным шедевром или пеньком-заготовкой, экзотическим растением или обычным деревом средней полосы России, купленным в магазине или сформированным абсолютно самостоятельно - это уникальнейшее наполнение жизни необычайной духовностью.
София ВАРГАН