Икебана: философия в цветах

Икебана: философия в цветах Слово «икебана» переводится с японского как «цветок в композиции», что зачастую приводит к ошибочному мнению, что искусство икебана - практически полностью аналогично европейскому искусству аранжировки букетов. Но европейские букеты несут в основном эстетическую нагрузку, и лишь в редких случаях - информационную (когда используется так называемый «язык цветов»). Икебана - это в первую очередь философия, в каждом букете заложена определенная символика, и информационная нагрузка еще более обязательна, чем эстетическая составляющая.

Первоначально искусство составления букетов находилось исключительно в ведении мужчин, причем - монахов. В VII веке букеты являлись подношением богам, именно так возник классический стиль рикка - аранжировка храмовых букетов. Постепенно иИкебана: философия в цветахкебана распространилась за монастырские стены, начали формироваться каноны составления цветочных композиций, которые были призваны служить для созерцания и медитации.

С одной стороны, за прошедшие века икебана, казалось, освободилась от религиозного подтекста, и стала лишь одной из областей декоративного искусства. Но с другой стороны икебана прочно связана с архитектурой и живописью, каллиграфией и поэзией - а на эти области эстетика дзэн-буддизма оказывает сильнейшее влияние. И современная икебана имеет определенную религиозно-философскую окраску, несмотря на то, что ею занимаются уже отнюдь не в монастырях, и даже несмотря на широкое распространение за пределами Японии.

Развитие аранжировки храмовых монументальных букетов (стиль рикка) до частных аранжировок, которые были предназначены для обычных жилых помещений в качестве объектов эстетического наслаждения, привело к появлению тенденции к упрощению стиля икебана. Появились нагаирэ - букеты для чайных церемоний, сэйка - стиль периода Эдо. Икебана стала приобретать не просто религиозно-философское, но этическое значение.

 Икебана - это своеобразный путь приобщения к культуре в самом широком смысле, это - инструмент для обучения человека. Умение не только видеть, но и понимать красоту, как открытую и явную, так и скрытую (обратите внимание на изогнутые, сухие ветви, участвующие в композициях - они уродливы, если рассматривать их сами по себе, но привносят в композицию романтическую красоту) - это путь становления художественного вкусаИкебана: философия в цветах, этических и гуманистических традиций.

Обязательной частью воспитания и образования японских женщин являлись каллиграфия и икебана. И то, и другое формировало высокую эстетику, а в этом в Японии видят залог искренней нравственности женщины.

Нравственность и эстетика являются обязательными национальными составляющими Японии, и именно поэтому икебана столь высоко ценится. Икебана - это средство выражения чувств и эмоций. Считается, что во время составления композиции человек погружается в глубины своего «я», и таким образом все, таящееся внутри, выходит на поверхность. Особенно значимыми считаются композиции, в которых достаточно сильно проявляется импровизация - правда, она не должна выходить за рамки общепринятого канона.

Именно этот момент - погружение во внутренний мир во время составления композиции - позволяет во многих случаях использовать искусство икебана для психологической реабилитации. То, что делают психологи, тщательно контролируя состояние пациента, вытаскивая на поверхность первоисточник проблем для того, чтобы с ним можно было бороться, еще с большим успехом делает икебана. Причем, «икебанотерапия» гораздо более щадяща, чем традиционная психотерапия, и приносит не только душевное успокоение при разрешении психологической проблемы, но и чистую эстетическую радость.Икебана: философия в цветах

Икебана требует тишины и сосредоточенности. Составитель композиции не просто погружается в глубины своего «я», он должен ощущать свою неразрывную связь с природой, с материалами, составляющими композицию, будь то цветок, побег, сухая ветвь или даже ваза. Икебана, кроме всего прочего, это еще и единение человека и природы, человека и окружающего мира.

Правила искусства икебана строго определяют структуру каждой композиции. Обязательным считается наличие трех элементов: Неба (символ природы и космоса), Земли (символ мирского), Человек. Высокие ветви композиции - это Небо, более короткие, составляющие около 2/3 длины от первых, - это Человек, а самые короткие (около 1/3 длины от высоких) - Земля. Икебана является отражением отношений между тремя элементами.

Фактически икебана - это попытка создания совершенной гармонии. Считается, что трехсторонний порядок рождает стремление к совершенству. Конечно, идеальное совершенство недостижимо, совершенные отношения между небом, человеком и землей - мечта о мире, в котором все гармонично, нет ни ссор, ни войн, а лишь чистая радость. Но даже при всей недостижимости идеала, икебана позволяет мечтать, каждая композиция - это еще один шажок, который делается по дороге к мечте.

Мастер икебаны Тешигахара, который является создателем школы Согетцу, утверждает, что «икебана может быть создана из любых материалов, в любом месте, любым человеком». Но он добавляет, что в искусстве икебана должны присутствовать: душа, философия и спокойствие.

София ВАРГАН