Мода на мебель практически так же скоротечна, как и ее сестрица – мода на одежду. С калейдоскопической скоростью на вершину обожания поднимаются друг за другом все цвета и оттенки, формы, огранки, прямые и косые углы, стили и стилизации, размеры и креативность решения. Не говоря уж о том, что дизайнер, модели которого были актуальны еще год назад, совершенно не подходит для по-настоящему модной обстановки сейчас… Если вы устали от смены веяний и хотите чего-то незыблемого, спокойного, если вы хотите иметь мебель, которую сможете передать по наследству, мебель из палисандра – для вас.
Палисандр – общее и не совсем правильное, скорее традиционное, название древесины целого рода тропических деревьев - Dalbergia. Деревья этого рода встречаются по всей тропической зоне: в Южной Америке, в Африке, на Мадагаскаре и в Юго-Восточной Азии. Древесина исключительно твердая, превосходит по твердости дуб в полтора-два раза, изысканного цвета, который может быть от розовато-светлокоричневого до кирпично-красного или шоколадно-бурого с затейливым узором из тёмных прожилок, часто с фиолетовым оттенком. У некоторых видов свежий срез дерева обладает легким цветочным ароматом, который постепенно уходит. Палисандр сушат специальным образом, тщательно следя, чтобы в процессе заготовки не растрескались: при всей прочности, необработанная древесина палисандра - весьма колкий материал. Это, кстати, требует особых навыков при его обработке и высокой квалификации мастера, что, опять же, повышает цену готового изделия.
Палисандр, в зависимости от вида, может быть либо дорогим, либо очень дорогим. Цена во многом зависит от того, что в регионах, в которых произрастает Dalbergia, введены особые ограничения на его вырубку и вывоз за пределы страны.
В английском языке древесину палисандра называют Rosewood, а во французском – palissandre. Ценители роскоши, французские короли, еще несколько сотен лет назад спали на кроватях, сидели в креслах и ели за столами, изготовленными искусными мастерами из диковинного заморского дерева – палисандра. Тяга к роскоши от французских монархов перекочевала в Россию, а вместе с ней и слово.
Мебель из палисандра может быть только качественной, эксклюзивной и очень дорогой. Если, конечно, вы не прельститесь дешевым современным эрзацем, выдумкой ценителей растворимого кофе и консервированного лосося – мебелью, изготовленной из обыкновенной древесины (либо даже ее дешевых заменителей по типу ДВП, ДСП) и покрытой сверху тонким, как бумага, шпоном палисандра. Запомните: мебель из палисандра изготавливается только из массива этой ценнейшей древесины, имеет уникальный рисунок и сохраняется многие годы без какого-либо вреда для внешнего вида. Мебель из палисандра никогда не устареет и не отправится в ссылку, а перейдет в разряд бесценного антиквариата.
Да, из палисандра не производят изящные тонконогие стулья или интеллектуально выверенные книжные полки для ценителя хай-тек. Палисандр – тяжелое, упрямое дерево и мебель из него капитальна не только по внешнему виду, но по духу и содержанию.
Мебель из палисандра требует особого отношения и только таких же благородных соседей. Палисандр в миксе эклектического интерьера выглядит так же чужеродно, как цыганский ансамбль с медведями на танцполе современного ночного клуба. Серебро, золото, хрусталь, подсвечники, живое тепло камина, накрахмаленные скатерти, коллекционный фарфор, негромкие разговоры, ружье на стене под стеклом…
Мебель из палисандра не ставят в захламленных квартирках типовых многоэтажек – ну, разве что в исторической части города, в доме еще дореволюционной постройки, в высоких комнатах с лепниной и побелкой на потолке. В гостиной с оленьими головами, в спальне с камином или в немного пыльной библиотеке старого молчаливого профессора, который неспешно ужинает в восемь, а почивать ложится в спальном колпаке. Горничная обметет мягкой метелочкой пыль с крупных завитков кресла, ровесника профессора, а когда она уйдет, под ножкой палисандрового буфета тихо скрипнет половица – благородное дерево хранит семейные тайны лучше любого сейфа.
Мебель из палисандра отлично впишется в продуманный интерьер большого загородного дома, в обиталище ценителя классики, не затеряется в гулких залах замка. Она уместна в номерах отелей высшего класса, в переговорных больших корпораций, в залах заседаний, в кабинетах сильных мира сего. Ведь только рядом с людьми, уверенными в себе, мебель из палисандра становится органичной частью мира. Дорогой, респектабельной, солидной, самодостаточной частью – мебелью, которая хранит традиции и воплощает воспоминания.
Наталья Руденко