С тех пор, как ротанговую мебель вскользь упомянула в своем нашумевшем романе «Casual» Оксана Робски, интерес к экзотическим предметам интерьера, выполненным в технике плетения, возрос необычайно. Вполне возможно, «заслуженная светская львица России» сделала это вполне преднамеренно: ведь ее мебельная компания Dream Like начала продавать ротанговую мебель в столице одной из первых, и деликатное упоминание о новых интерьерных тенденциях в модной книжке стало мощным маркетинговым ходом.
Ротанговая мебель – это, в частности, и есть то, что современные дизайнеры называют нерафинированной этикой. У нее немало достоинств: она эргономична, изысканна и долговечна, а также отличается высокими показателями прочности – обычное кресло из ротанга способно выдержать нагрузку до пятисот килограммов. Кроме того, ротанговая мебель относится к категории высокоэкологичных товаров и даже считается полезной для здоровья. Сырьем для ее изготовления служат побеги ротанга – тропической пальмовой лианы. В длину она может достигать более двухсот метров, а диаметр побегов составляет не более семи сантиметров. Родина ротанга – страны Юго-Восточной Азии, и в первую очередь – Индонезия и Малайзия. Местные мастера приноровились плести из его ровных стеблей спинки для стульев, удобные и легкие кресла, столики, стеллажи и даже многостворчатые вместительные шкафы. Впоследствии их опыт переняли умельцы из Филиппин. Мода на ротанговую мебель в Европу пришла примерно в конце девяностых годов XX века, в Россию – с началом «миллениума».
Без ущерба для экологии
Несмотря на то, что производство ротанговой мебели начало приобретать мировой размах, а географические источники сырья для нее очень локальны, экологи не поспешили бить тревогу и предупреждать общественность о страшных последствиях исчезновения с лица земли очередного вида растений. Дело в том, что ротанговые лианы не участвуют в естественном процессе фильтрации воздуха. По заявлению некоторых ученых, даже если в один прекрасный день они окажутся все до последней вырубленными под корень, планета перенесет это безболезненно.
Самым красивым признан ротанг медового цвета. Он растет исключительно в Индонезии и ценится недешево. Ингода мастера-мебельщики с помощью специальных технологий придают медовый оттенок ротанговым лианам других цветов, но, в любом случае, исходная окраска должна быть светлой. Более темный ротанг принято красить в оливковый и коньячный цвета.
В случае с ротангом совершенно теряет прежнюю актуальность бытовавшее когда-то убеждение о том, что плетеная мебель упрощает интерьер и придает ему более «дешевый» вид. Ротанговая мебель в любую обстановку вносит нотки эксклюзивности, будь то загородный дом, роскошно меблированная квартира класса люкс или офисная приемная.
Ручная работа
В российских мебельных магазинах даже самое незатейливое креслице из ротанга может стоить от пятнадцати до двадцати тысяч рублей. Естественно, чем сложнее дизайн мебели, тем выше цена. Так, за плетеную двухместную кровать придется отдать уже не менее семидесяти тысяч рублей, а за шкаф – более ста тысяч.
Любопытно, что технологии изготовления мебели из ротанга начинают брать на вооружение и российские мастера-мебельщики. Так, например, с каждым годом расширяет ассортимент и находит своих покупателей московская мебельная фабрика «Алина». Однако эксперты в области интерьера считают, что отечественным образцам еще далеко до ротангового идеала, каким им видится продукция лидеров отрасли – китайских и корейских производителей. Заслуженным авторитетом пользуется индонезийская фабрика PENJALINDO NUSANTARA. Самой дорогой остается ротанговая мебель от европейских компаний – из Италии (Varaschin, Roberti Rattan), Испании (Expopmim), Швеции, Финляндии и даже Польши.
Ротанговая мебель – это исключительно ручная работа, поэтому здесь редко встречаются изделия, похожие, как две капли воды. Способов плетения так называемого ротангового полотна насчитывается несколько десятков. Обработка паром позволяет его трансформировать в самые причудливые формы. Срок «жизни» ротанговой мебели – от двадцати до двадцати пяти лет, но в уходе за ней нужно помнить некоторые нюансы: она боится пересыхания и прямых солнечных лучей, и, кроме того, нуждается в периодическом «увлажнении», которое проводят с помощью смоченной в воде губки.
Светлана Усанкова