Большинство людей гонятся за оригинальностью при оформлении собственного дома. Одной из деталей, которая может сделать квартиру незабываемой и яркой, можно назвать витражи в интерьере. При этом использовать цветные стекла можно не только для окон или при застеклении балконов, но и в самом помещении – витражами можно оформить межкомнатные двери, ширмы и перегородки, дверцы шкафчиков и раздвижные двери-купе. Не говоря уже о том, что с помощью витражей оформляются картины (в том числе с подсветкой), вазы, абажуры и другие элементы интерьера.
Само слово витраж произошло от французского «vitrage», означающего «стекло», и, согласно историкам, первые украшения окон в виде цветных стекол появились еще в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме — с I тысячелетия н.э. Позже витраж стал не только красивым стеклом, но и определенной духовной ценностью, ведь недаром его использовали для оформления интерьера костелов.
В России витражи появились значительно позже – в начале XIX века, но быстро завоевали любовь богатых дворян, начавших украшать витражами особняки. Полноценные наборные витражи нашли свое применение в домах князей Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина Кирилла Нарышкина и некоторых других именитых людей, в том числе в Коломенском дворце и «Крестовой палатке» патриарха Филарета. Позже цветные стекла украсили коттедж и церковь Св. Александра Невского в Петергофской Александрии, башню-часовню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма в Павловске, особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве, доходный дом страхового общества «Россия» на Большой Морской в Санкт-Петербурге, гостиницы «Метрополь» и «Националь» в Москве.
Самыми доступными на данный момент считаются пленочные виражи, которые чаще всего поставляются на рынок в уже готовом виде. Выбор рисунка при этом практически не ограничен, но качество цветных стекол оставляет желать лучшего. Подобные витражи не советуется использовать для тех мест, где возможно губительное воздействие влаги и ветра – например, они не подойдут для садовой беседки или парковых украшений.
Гораздо дороже обойдутся наборные витражи, и при этом они не сравнятся с серийными пленочными. В первую очередь, потому что они уникальны и делаются под заказ, во-вторых, они дают ощущение оригинального стекла, а проникающие через такой витраж солнечные лучи вспыхивают настоящим, живым светом, раскрашивая комнату в яркие цвета. Также не стоит забывать о том, что наборные витражи гораздо более долговечны и могут применяться при любых погодных условиях.
Большое распространение среди современных дизайнеров имеют витражи Тиффани, отличающиеся более тонкой техникой соединения. Классические наборные витражи, собирающиеся по старинным техникам, представляют собой цветные стекла, соединенные свинцовыми прутьями. Луис Комфорт Тиффани соединил стекло тоненькими медными полосочками, которые приклеивались к стеклу с помощью пчелиного воска и закреплялись оловом, что давало возможность собирать настоящие картины из очень мелких деталей.
Настоящие витражи Тиффани напоминают реалистичные картины без росписи стекла, собранные из малейших деталей. И, несмотря на то, что самого Тиффани давно нет, по его идеям до сих пор создаются незабываемые вещи – абажуры, бра, картины и витражные стекла. Как бы ни старался сам Луис Комфорт сделать витражи доступными для широкого круга потребителей, цветные стекла по его технологиям до сих пор остаются уделом избранных. Не говоря уже о самих его работах, которые уходят с молотка аукционов за весьма немалые деньги. Так, его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных деталей, в 1906 году стоила 400 долларов, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе «Кристис» была продана за 1,2 млн. немецких марок.
Болотова Лёля