Италия не зря воспринимается как родина искусств, утонченного вкуса, эстетики, которая распространяется на все сферы и стороны жизни. Ведь Италия - это и наследница великой античной культуры, ставшей колыбелью для всей западной цивилизацией, и хранительница традиций Возрождения, придавшего окончательный культурный вид современному человечеству. Так что вполне естественно, что при упоминании об итальянском интерьере незамедлительно появляется предвкушение чего-то удивительного и изящного, настоящего произведения искусства.
С одной стороны - роскошь...
Вообще-то даже удивительно, что для обозначения художественно оформленного внутреннего пространства здания используется французское слово «интерьер», а не, допустим, итальянское «интерно», в переводе обозначающее то же самое, «внутренний». Ведь именно в итальянских культурно-бытовых традициях уделяется особое внимание внутреннему убранству помещения. Обычай этот ведется еще с древнеримских времен, когда каждый состоятельный дом имел внутренний дворик - атриум. С тех самых пор и до сего момента неотъемлемыми составными частями итальянского стиля интерьера является стремление подчеркнуть связь с прошлым, опору на древность, которая лучше всего подчеркивается активным использованием во внутренней отделке помещений, особенно жилых, каменных или деревянных элементов. Каменные детали могут быть даже почти муляжными, это не имеет большого значения: главное - это сделать акцент на керамическом, черепичном, кирпичном или каменном компоненте. А деревянные составные интерьера присутствуют везде и в первую очередь в столовом и кухонном помещении - большой деревянный обеденный стол является одной из центральных частей итальянского дома. При этом все вышеупомянутое дополняется реверансом в сторону эпохи Возрождения и последовавшему за ней стилю рококо. А это уже означает обилие богато и искусно отделанных самыми роскошными материалами (золото, мрамор, дорогие породы дерева, шелк, бархат) предметов мебели, со множеством деталей, подчас даже и кажущихся избыточными, наличие расписной керамики, изящного декора и все это в яркой, цветочной, солнечной цветовой гамме. Особое внимание в этом ракурсе уделяется мебели, которая призвана быть не только максимально удобной и располагающей к расслабленному отдыху, даже в некоторой степени к неге и наслаждению, но и являться произведением текстильного искусства - по обивке мебели подчас можно изучать целые направления в изобразительном искусстве.
...С другой - минимализм
Но, помимо явной склонности к традиционным стилистическим чертам, у итальянского интерьера имеется и еще одно достоинство - гармоничное сочетание роскоши с концептуальным минимализмом. Таковы уж требования современности - обстановка в духе королевских апартаментов XVII-XVIII веков это, конечно, хорошо, однако для комфортной жизни современного человека требуется от интерьера требуется прежде всего максимальная функциональность при минимуме занимаемой площади. При этом истинно итальянский современный дизайн сумел избежать крайностей в виде засилья не слишком эстетичных материалов вроде пластика или алюминия. В данном случае ставка сделана на придание традиционным составляющим, традиционным материалам, из которых и составлен интерьер (дерево, керамика, камень, текстиль), новых современных форм, наделение их полезными свойствами, внедрение новых конструктивных особенностей во внутреннее обустройство помещения. Поэтому итальянский интерьер в современном его виде можно условно разделить на три типа:
- традиционный, тяготеющий к эстетическим канонам стиля рококо
- современный минимализм, идущий в ногу с общемировыми тенденциями
- промежуточный тип, сочетающий в себе элементы обоих направлений.
Если же говорить именно о минимализме, то в итальянской интерпретации он стремится приблизиться к восточным корням, ведь именно с Востока, из китайско-японских далей, понятие о минималистском интерьере и пришло на Запад. Современный итальянский интерьер, выдержанный в стилистике минимализма, подразумевает наличие минимума мебели, при этом все объекты должны носить утилитарный характер, то есть иметь вполне практические функции. Всякие излишества вроде отдельной тумбы для ваз с цветами, наличие нескольких торшеров, когда можно обойтись одним, обилие мелких предметов вроде множества пуфиков, подушек и прочего - не признаются. Помещение должно быть свободным в пространственном отношении, наполненным воздухом и светом (и циркулирующей жизненной энергией, не забывают добавлять приверженцы восточных философско-мистических учений). Оттого и вся мебель, согласно итальянскому минимализму в интерьере, должна быть предельно компактной как в длину и ширину, так и в высоту. При этом не возбраняется использование некоторых традиционных апеннинских черт вроде сочетания ярких цветов и декоративно-орнаментных элементов, однако весьма и весьма в меру.
Александр Бабицкий